Получи документы

Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Людмила
Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, от полных предложений до отдельных слов, включены. Они могут включать в себя заявления, речь, которая что-то выполняет, и слова, которые имеют какой-то эффект. Речевой акт можно разделить на одну из нескольких категорий: высказывания, иллокутивные акты и перлокутивные акты. Все три действия могут быть предварительными, если они относятся к одной и той же теме.

Публикация «Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Речь человека – это непрерывный поток звуков, который не является сплошным. С фонетической точки зрения его можно разделить на определенные единицы. Фонемы редко произносятся изолировано, они, обычно, встречаются последовательно. Фонематические последовательности делятся на более мелкие единицы – слоги. Слоги являются минимальными единицами звучащей речи : говорящий человек произносимые слова делит не на отдельные звуки речи, а на слоги.

Существует четыре вида слогов : открытый – это слог, который заканчивается гласным звуком, закрытый – это слог, который заканчивается согласным звуком, прикрытый – это слог, который начинается с согласного звука и неприкрытый – это слог, который начинается с гласного звука.

Слоговая структура слов характеризуется следующими параметрами: количество слогов в слове, порядок слогов в слове, сохранение структуры отдельного слога : количество и порядок звуков в слоге.

Дети учатся подразделять слова на слоги бессознательно, и деление на слоги основано на четком проговаривании слогов в слове [2].

Как правило, после трех лет слоговая структура слова, в основном, сформирована, но иногда нарушения слоговой структуры слова сохраняются и неуклонно появляются в речи ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое нарушение речи входит в структуру дефекта общего недоразвития речи. В сочетании с нарушением звукового произношения (физиологические расстройства, с нарушением звуковой полноты слов, нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для других. Ее основная развивающая функция, коммуникативная, нарушена.

Общее недоразвитие речи – это отсутствие или грубое недоразвитие всех структурных компонентов речи как системы : фонетики, лексики и грамматики. Но при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Дети проходят через много этапов усвоения речи, пока они учатся общаться. Что нормально в речи ребенка одного возраст может быть признаком проблемы у ребенка старшего возраста. Речевые нарушения характеризуются сложностью в продуцировании правильных образцов речи. Расстройство речи может иметь негативные социальные последствия, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Из-за нарушения речи ребенок может быть объектом издевательств. Запугивание может привести к снижению самооценки. Кроме того, наличие расстройства речи может привести к тому, что некоторые дети, а в будущем и взрослые люди, будут иметь страх перед публичными выступлениями.

Эксперты говорят, что речевые расстройства можно определить практически с первых дней жизни ребенка. В первую очередь это указывает на монотонный слабый крик малыша.

Если ребенок испытывает эти проблемы, то у него могут быть нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их возникновения и установить точный диагноз, следует обратиться к таким специалистам :

1) отоларинголог (проверка слуха ребенка);

2) невролог (определить, является ли у ребенка органическое поражение центральной нервной системы, в том числе речевых центров коры головного мозга);

3) детский психолог, логопед или терапевт (для определения состояния невербального интеллекта);

4) преподаватель-логопед (для окончательного диагноза).

Структура речевого дефицита и процессы компенсации зависят от момента наступления повреждения головного мозга. По результатам клинических исследований, нарушения в деятельности головного мозга обусловлены временным фактором и размером и местом расположения очага поражения. Самые тяжелые повреждения головного мозга наблюдаются при нейроинфекциях, опухолях, черепно-мозговых травмах в пренатальный, натальный и постнатальный период развития.

Недоразвитие моторных, либо сенсорных, речевых либо интеллектуальных функций определяется временным периодом поражения центральной нервной системы.

Не устраненные нарушения речи могут заставить человека испытывать большую тревогу. Со временем это беспокойство может вызвать тревожные расстройства или фобии во время публичных выступлений. Ранняя коррекция нарушенной речи может помочь предотвратить развитие тревожных расстройств или фобий.

Нарушение структуры слова является ключевым симптомом общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слоговой композиции слова позволяет усомниться в этом [3].

Формирование слоговой структуры слова связано с ассимиляцией лексико-грамматической стороны речевого и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением [1].

При искажении структуры отдельного слога, отмечаются отсутствие стечений согласных звуков, добавление гласных звуков в слог, а также элизии (сокращения согласных звуков при стечении, парафазии (замены одного слога другим слогом, персеверации (циклические повторения слогов, антиципации (взаимозамены предыдущих звуков последующими звуками, контаминации (сливания и смешивание слов) [4].

Классификацию слоговой структуры слов, которая идентифицирует 14 типов слоговой структуры слова в соответствии с возрастающей степенью сложности, предложила А. К. Маркова. Усложнение слоговой структуры слова заключается в увеличении числа и использовании различных типов слогов.

Отсутствие сформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет характеристику в соответствии с уровнем развития речи.

Дошкольники не могут усвоить и правильно воспроизводить слоговую структуру слов. Такие нарушения имеют место быть при ОНР (I, кода слова представляют собой аморфные слова-корни. Неговорящим детям, как правило, нет необходимости подражать словам взрослых. При наличии имитационной деятельности речь представляет собой слоговые комплексы, включающие в свой состав два или три звука с нарушенной артикуляцией. При ОНР (II) усвоение и правильное воспроизведение слоговой структуры слов получается более успешно. Дошкольники правильно произносят основу слова, но сэлементами фонетической недостаточности. Звуко-слоговой состав односложных, двусложных слов из открытых слогов без стечения согласных воспроизводится правильно

однако, в некоторых случаях, дети не могут повторять слова с двумя слогами, хотя некоторые звуки, составляющие эти слова, изолированно произносятся правильно.

Выраженные трудности возникают у детей при воспроизведении слоговой структуры слов со стечением согласных. Четырехсложные слова, слова с пятью слогами и более сложной слоговой структурой произносятся детьми настолько искаженно, что становится невозможным определить его лексический смысл.

На третьем уровне речевого развития расширяется объем используемых слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, включая правильное произношение гласных и наиболее простых согласных звуков. В большинстве случаев воспроизводится слоговая структура 2-3-4 сложных слов. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов с слиянием согласных, а также малознакомых и незнакомых слов.

На четвертом уровне речевого развития характерная особенность нарушения структуры слога заключается в том, что, понимая смысл слова, ребенок не сохраняет его фонематический образ в памяти. И в результате есть искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии и в редких случаях – опускание слогов.

Таким образом, стойкие искажения слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста свидетельствуют об общем недоразвитии речи. В логопедической практике выделяют следующие основные нарушения слоговой структуры слова у дошкольников : нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, перестановки звуков и слогов, персеверации, элизии, парафазии и др.

Литература

1. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичива. М. : Эксмо, 2016.

3. Ткаченко Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М. : Книголюб, 2008.

4. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М. : Гном Пресс, 2006.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 25 мая 2020 в 12:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД