Получи документы

Средства и методы формирования связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

Ананьева Дарья Олеговна
Средства и методы формирования связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников в специальной школе.

Публикация «Средства и методы формирования связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии» размещена в разделах

Одним из направлений по обучению монологической речи, выделенным Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой, выделено ознакомление с детской художественной литературой, дошкольники учатся слушать, понимать и пересказывать русские народные сказки.

Существуют различные методы и приёмы по развитию связной речи дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии. Как отмечает Ю. В. Саенко, развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста происходит, прежде всего, через беседы о рассказываемых событиях, ситуациях, наглядный материал, использование натуральных предметов, наглядное моделирование, мнемотаблицы. Наиболее традиционным методом развития связной речи детей является использование наглядных опор, которые облегчают составление дошкольниками собственного текста. Нетрадиционным приёмом, но не менее эффективным является использование мнемотехники. Смысл использования такого метода является в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, тем самым зарисовывается весь текст, получается такая схема, по которой старшим дошкольникам с нарушением в интеллектуальном развитии легче составлять рассказ.

Одним из самых эффективных и часто используемых методов обучения связной речи дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии, по мнению О. П. Гаврилушкиной, является использование индивидуально ориентированных наглядных опор. Однако такие опоры необходимо тщательно подбирать, так как не следует забывать, что у детей с умственной отсталостью своеобразно развито зрительное восприятие, не так, как у нормативно развивающихся сверстников. Например, при рассматривании картин, дошкольники с нарушением в интеллектуальном развитии выделяют отдельные детали, предметы, но не могут связать их в единое целое. Зрительное восприятие детей с нарушением в интеллектуальном развитии характеризуется неполнотой и поверхностью. При подборе наглядных опор для детей нарушением в интеллектуальном развитии, по нашему мнению, необходимо подбирать индивидуально для каждого ребёнка, ведь неправильное восприятие картинного материала бывает из-за того, что ребенок может не знать некоторые предметы, изображенные на иллюстрациях, а также из-за нарушений внимания, дети не могут сосредоточиться на разглядывании предъявленной учителем картины.

Поэтому по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии важным методом является использование индивидуально ориентированных наглядных опор. Следует отметить, что такая индивидуализация обучения вовсе не означает, что каждый ребенок обучается индивидуально, независимо от других детей. Суть такого обучения состоит в том, что все дошкольники с нарушением в интеллектуальном развитии на занятиях по развитию монологической речи подчинены общему ходу занятия, только при составлении связного высказывания для каждого ребенка, учитывая его возможности, подбирается индивидуальная наглядная опора. Ведь одному ребенку достаточно одной сюжетной картины, другому нужна серия картин, чтобы в правильной последовательности изложить своё сообщение. Такой подход по обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста предполагает ориентацию на индивидуально-психологические и интеллектуальные особенности каждого ребёнка, так и строится коррекционная работа по развитию монологической речи с учётом этих особенностей.

Как отмечает Е. В. Маликова, правильно подобранная наглядность, используемая на коррекционных занятиях, залог успешного развития монологической речи дошкольников. Хотелось бы остановиться на таком методе обучения как наглядное моделирование. Наглядное моделирование предполагает воспроизведение материала с помощью символов-заменителей объектов. Данный приём обучения может использоваться на всех видах занятий по развитию связной речи : при пересказе, при составлении различных рассказов. Сначала детям с нарушением в интеллектуальном развитии предлагается рассмотреть и познакомиться с моделью. В качестве модели могут быть геометрические фигуры, символические изображения предметов, условные обозначения, силуэтные изображения. Таким образом, наглядное моделирование предполагает составление плана, который помогает умственно отсталым детям составлять связный и последовательный собственный текст.

И. Н. Лебедева высказывают мнение о том, что важно создать условия для формирования речевой активности дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии, способствующей более успешной адаптации детей в социальном окружении. Для достижения положительного результата работы дефектолога необходима реализация следующих задач:

- расширять и систематизировать знания детей об окружающем мире на основе лексических тем;

- активизировать номинативный и предикативный словарь по заданным темам;

- упражнять в словообразовании, употреблении предлогов в словосочетаниях и предложениях;

- развивать у дошкольников умение с помощью схем строить простые предложения и распространять их по заданию педагога;

- развивать навыки связной речи : умение составлять рассказы;

- формировать мыслительные процессы: умение исключать, дифференцировать, классифицировать, сравнивать.

Педагогическое воздействие планируется и организуется на базе результатов диагностического обследования и основывается на рекомендациях Е. С. Бакушиной, Е. А. Филимонова, с учётом индивидуальных и компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Успешное развитие связной речи дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

- установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива;

- эмоциональный контакт педагога с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны педагога;

- сочетание в работе педагога вербальных средств с наглядным и дидактическим материалом, представленным в разных формах;

- постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

- разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка;

- установление тесной связи педагога с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала.

В. И. Липакова отмечает, что процесс коррекционного воздействия ведется поэтапно, при этом каждый этап служит продолжением и содержит в себе усложнения и дополнения предыдущего этапа: 1) знакомство детей с основными понятиями с использованием реально существующих предметов, их изображений, мнемотаблиц; 2) расширение словаря, работа над словообразованием; 3) формирование лексико-грамматических категорий; 4) построение и распространение простого предложения с помощью схем; 5) составление маленького рассказа с помощью схем предложений; 6) составление описательного рассказа о предметах по вопросам педагога, с помощью описательных и мнемотаблиц; 7) сравнение двух предметов. выделение общих и отличительных признаков; 8) составление короткого рассказа с помощью картинок и на основании личного опыта.

С точки зрения И. Н. Лебедевой, при этом необходимо отметить, что активно включаются в работу все сохранные анализаторные системы: слуховой анализатор, зрительный анализатор, тактильные ощущения. Логическим компонентом комплексного подхода в развитии связной речи дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии являются различные формы и методы проведения коррекционно-развивающих занятий, а также дидактические игры и упражнения. Учитывая возрастные особенности ведущей деятельности дошкольников, опираясь на их интерес к игре, логопед имеет возможность решать коррекционные задачи по развитию речевой активности через дидактические игры и игровые упражнения.

С точки зрения А. А. Катаевой, большую роль при проведении занятий по формированию связной речи играют мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена информация по определенной лексической теме. Использование этого приема способствует более качественному усвоению программного материала в случае, если дошкольникам не могут быть представлены натуральные предметы или объекты. При обучении детей составлению предложений используются схемы, на основе которых дошкольники знакомятся со структурой предложения. Затем, опираясь на эти же схемы, можно составлять короткие рассказы на заданную тему.

Наглядный материал широко должен быть представлен в виде опорных, предметных и сюжетных картинок. В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с нарушением в интеллектуальном развитии совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему. Результатом является качественное улучшение навыков связной речи у дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии.

Д. М. Гюльмагомедова разработала коррекционную работу по формированию связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии средствами устного народного творчества по двум направлениям:

1) отработка содержательной и логической стороны речи. Цель: обогатить пассивный словарь, научить детей полно и логически последовательно излагать содержание текста.

2) работа над точной и правильной устной речью. Цель: сформировать правильную и точную речь у детей при работе с текстом.

По мнению Е. В. Кострубовой, обучение детей составлению описательных рассказов с помощью картинно-графических схем включает несколько этапов: 1) научить ребенка замещению реальных предметов схематично изображенными; 2) научить ребенка «читать» схему; 3) научить ребенка составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем. При использовании в своей работе картинно-графических схем следует обращать внимание на то, что: начинать работу следует с достаточно простых схем, они должны быть легкими для восприятия; обучение должно проходить в игровой форме; изученный материал необходимо повторять многократно и применять его в новых ситуациях, использовать как можно больше межпредметных связей; помощь педагога должна быть дифференцирована согласно учету индивидуальных особенностей обучающихся.

По мнению Э. Ш. Шаукеновой, пересказ считается также одним из основных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Для пересказывания берутся уже знакомые по содержанию произведения, как правило, сказки. Требования к произведениям для пересказывания: небольшой объем; динамичный, несложный, малоразвернутый сюжет с четко выраженными событиями и действиями; доступное содержание; несложный синтаксис. Несмотря на то, что произведения для пересказа предлагаются в программе, в специальной методике при обучении умственно отсталых детей этому виду речевой деятельности практикуется адаптирование текста, т. е. приспособление к их познавательным и речевым возможностям. В младших и средних группах пересказу не обучают, но проводится подготовительная работа, включающая в себя обучение восприятию простых литературных текстов.

В процессе обучения пересказу используются разнообразные приемы. В основном это вопросы разных типов в зависимости от уровня подготовленности детей : вопрос, направляющий совместное пересказывание; подсказывающий вопрос; наводящий вопрос; прямой вопрос; цепь прямых вопросов; вопросы, подводящие детей к рассуждениям, установлению связей; вопросы-задания.

Примерная схема занятия по обучению пересказу: вводная беседа; чтение текста педагогом; работа по усвоению его содержания, направленная на достижения понимания текста; повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ; пересказ по вопросам педагога; пересказ с опорой на иллюстрации; пересказ без внешней опоры; заключительная беседа.

А. А. Андреева, Д. С. Шибаева описали работу по обучению пересказу детей с нарушением в интеллектуальном развитии с помощью пиктограмм. Обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста данной категории с помощью пиктограмм состоит из трех этапов.

На первом этапе дошкольники должны овладеть навыками составления несложных предложений по пиктограммам с предметными картинками или с серией сюжетных картинок, составляя короткие рассказы.

На втором этапе приобретенные навыки совершенствуются, дети обучаются пересказу по одной пиктограмме с предметными картинками или с сюжетной картинкой, составляя простейшие пересказы.

На третьем этапе осуществляется совершенствование связной речи. Развитие самостоятельной связной речи детей – это самая важная задача данного этапа. Особенное внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений. Все убирается и ребенок пытается пересказать все сам, но если ему тяжело то в помощь придут предметные пиктограммы без действий.

В обучении пересказу детей с нарушением в интеллектуальном развитии существует следующая последовательность: подготовка детей к восприятию нового произведения, так называемая вводная часть; чтение произведения без предупреждения о пересказе; чтение произведения с инструкцией на пересказ; диалог, на котором происходит разбор произведения; еще раз чтение произведения с учетом раннего диалога; пауза для подготовки детей к ответам, для осмысления текста; пересказ текста. Все обучение построено по принципу от простого к сложному. Также предполагает тщательный отбор произведений для обучения пересказу: сначала подбираются небольшие тексты, со временем их объем увеличивается.

Н. В. Добровольская разработала логопедическую работе по формированию диалогической речи у старших дошкольников с нарушением в интеллектуальном развитии на занятиях продуктивной деятельности. Коррекционную работу по формированию диалогической речи необходимо осуществлять дифференцированно в зависимости от характера выявленных трудностей. Занятия продуктивной деятельности содействуют не только познавательной деятельности воспитанников, но и направлены на развитие и совершенствование диалогической речи. Так диалог можно предложить в процессе самой продуктивной деятельности или оценить результат этой деятельности.

Как указывает Н. М. Махова, арт-терапия является одним из современных направлений коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Занятия с использованием элементов арт-терапии способствуют повышению самооценки учащихся, помогают им контролировать свое поведение, так как контроль над поведением и эмоциями помогают ребенку ориентироваться в окружающей действительности, принимать правильные решения. В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две части: I – невербальная, творческая, неструктурированная с использованием разнообразных механизмов невербального самовыражения и визуальной коммуникации; II – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная с использованием механизмов вербального самовыражения и визуальной коммуникации.

В логопедической работе наиболее часто и достаточно эффективно использую элементы сказкотерапии, изотерапии, песочной терапии. Сказкотерапия – это терапия посредством воздействия сказки, притчи, легенды. Метод, использующий сказочную форму для речевого развития учащихся, расширения их сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основные задачи сказкотерапии на логопедических занятиях: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; игровая мотивация детской речи; взаимодействие зрительного, слухового и моторного анализаторов; обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства и методы формирования связной речи детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии
Опубликовано: 26 мая 2022 в 22:23
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД