МААМ-картинки

Средства и методы коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Ананьева Дарья Олеговна
Средства и методы коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Коррекция и развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятие эмоциональной насыщенности цвета является, на мой взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

Публикация «Средства и методы коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах

Е. С. Агеева, Г. Н. Соломатина обозначили специфику логопедической работы по коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В процессе сенсорного воспитания создается та основа, при которой развивается мышление через расширение поля восприятия. Дети, овладевшие сенсорными эталонами, могут различать всю палитру цветов, звуков, вкусовых ощущений, что способствует ознакомлению с окружающим миром во всем его богатстве и разнообразии. В процессе сенсорных упражнений дети не только обучаются различению предметов по различным сенсорным признакам, но и обучаются действовать с ними, а также их классифицировать на основе выделенных в процессе практической деятельности признаков.

Задачи сенсорного воспитания коррекционно-образовательного процесса напрямую коррелируют от уровня речевого недоразвития детей. При наиболее грубых сенсорных нарушениях, которые отмечаются при первом и втором уровнях речевого недоразвития, главную задачу сенсорного развития должно представлять формирование представлений об основных цветах, формах и величинах. У детей с третьим уровнем недоразвития речи необходимо сформировать пространственные представления, развивать фонематические процессы, т. е. сформировать умение различать на слух вербальный материал, обозначающий сенсорные признаки. Важнейшей задачей при третьем уровне является ознакомление детей с не только главными, но и латентными свойствами предметов и обучение более обобщенным приемам обследования предметов. При сенсорном воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо организовать полноценное ознакомление детей с изучаемым предметом в условиях сенсорной интеграции, т. е. при использовании всех анализаторных систем. В этом процессе очень важна предметно-практическая деятельность, которая и создает тот чувственный опыт, который необходим для сенсорного развития.

И. А. Верхолат предлагает проводить работу по коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи по следующим направлениям: накопление знаний об эталонных представлениях: формы цвета, величины, фактуры (умение находить, сравнивать, называть, ориентироваться в свойствах предметного мира и т. д.); усвоение двигательных навыков, как способ познания мира, например, мелкая моторика рук и т. д. ; использование продуктивных видов деятельности (лепка рисование конструирование и др.); использование тактильных органов, обоняния, осязания, слуха, зрения (по мере сохранности).

Система коррекционной работы по коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи включала в себя игра, которые способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, представлению о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас. Они основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, нахождению предмета в предмете, способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя, находить похожие, такие же, «спрятанные» в рисунке.

По словам А. В. Спириной, Ю. В. Ширяевой, у детей с дизартрией уровень восприятия цвета и речи не соответствуют возрастной норме, что говорит о необходимости их развития и коррекции недостатков. Коррекцию восприятия цвета у детей дошкольного возраста с дизартрией можно осуществлять с помощью следующих игр: «Подбери по цвету», «У кого какое платье?», «Собери цветик – семицветик».

А. Егорова, С. В. Иванова разработали и описали работу по формированию цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников с нарушениями речи. При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети связывают цвет с образом предмета. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное - использование естественных форм. Восприятие цвет отличается от восприятия формы и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть. Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают фразы-сравнения (например, «сорока-белобока», им становятся понятнее глаголы (например, «посинеть»). Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, специалистами и родителями. Использование цвета может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Погружая детей в мир цвета, педагог помогает им: осознать особые цветовые пристрастья или неприязни; расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Важно принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Встречая одобрения со стороны взрослых, ребята станут смелее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научаться гораздо глубже чувствовать вибрации цвета и подбирать более точные определения. В ходе работы по развитию детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику эмоционального состояния ребёнка.

Для дошкольников с ОНР работа по совершенствованию зрительного восприятия обязательно должна включать выполнение всех заданий, аналогичных тем, в которых они обнаруживали неуспешность. Кроме того, к коррекционно-развивающей работе логопеда в указанном направлении следует активно привлекать воспитателей и родителей, предлагая им задания, полезные для совершенствования восприятия. Совместная работа логопеда, воспитателей и родителей направляется на совершенствование фигурно-фонового и цветового различения; умение определять и воспроизводить расположение предметов в пространстве; умение зрительно анализировать фигуры и дорисовывать их недостающие части. Задачу формирования умений фигурно-фонового различения, цветовой дифференциации помогают решить следующие задания: «Что здесь оранжевое?», «Красная гусеница», «Не ошибись», «Найди спрятанные объекты», «На что похоже?».

Развитие цветового восприятия, чувства цвета у детей требует высокой культуры восприятия цвета у педагога. Во время прогулок, экскурсий педагогу необходимо обращать внимание детей на окраску неба, деревьев, кустарников, листьев, цветов, сравнивать сочетание зеленого луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек и т. д.

Коррекционные мероприятия по развитию зрительного восприятия включают в себя несколько блоков: 1) развитие зрительного внимания, включающий в себя методики, используемые как для обследования зрительного внимания, так и для его развития; 2) формирование сенсорных эталонов; 3) формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности; 4) формирование восприятия пространства и навыков ориентировки. Использование в коррекционной работе всех вышеперечисленных методик по указанным блокам позволяет существенно улучшить различимость сенсорных эталонов у детей со стертой дизартрией, повысить вероятность правильного опознания изображений, улучшить контактность и увеличение объема восприятия.

Работа с цветом способствует решению многих задач: повышение уровня коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов; совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики; обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства; развитие правильного речевого дыхания; обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля; улучшению психологического микроклимата в детском коллективе; стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников; приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости. Постепенно формируется связь между словом, образом эмоции, цветообозначением и дает положительный результат психоэмоционального состояния ребенка. Учитывая это, в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной работе используются специально подобранные игры, сказки, дидактические пособия и наглядный демонстрационный материал. Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже знакомы, но хочу сказать, что применение игр с учетом цветотерапии в системе, дают более эффективный результат («Волшебное покрывало», «Летний и зимний дождик», «Радужный мост», «Цветные домики»).

Авторами разработана и апробирована система игровых и коррекционных технологий; созданы авторские игры и игровые упражнения по применению светового оборудования в работе учителя-логопеда, которые имеют разную направленность. Модель световой сенсорной комнаты – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Они активизируют развитие и коррекцию базовых чувств : зрения, слуха, осязания и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения. В комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая музыка создают ощущение покоя и умиротворенности. Пребывание в этом помещении способствует: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного напряжения; нормализации сна; активизации мозговой деятельности; ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Г. В. Рогожникова рассмотрела работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рисования. Изобразительная деятельность, и в частности, рисование способствуют в первую очередь совершенствованию этих психических процессов и как следствие развитию цветовосприятию у детей с ОНР. Для работы с детьми были намечены задачи:

- продолжать закреплять знания о цветах и оттенках;

- учить различать и называть яркие и бледные цвета;

- учить различать и называть темные и светлые цвета;

- учить получать простые оттенки;

- учить использовать знания при создании рисунков.

В результате этой работы улучшается качество и содержание детских рисунков. Они приобретают выразительность. Цветовой колорит становится не просто богаче, но и осмысленнее. Дети более свободно начинают обращаться с цветом, чувствовать, где какой можно применить, знать и называть цвета и оттенки, самостоятельно смешивать краски для получения нового оттенка. Кроме этого у детей наблюдаются небольшие изменения, произошедшие в развитии речи. Обогащается их словарный запас, в речи появляются новые слова, связанные с названием цветов и оттенков. Дети с желанием рассказывают о своих успехах в рисунках и полученных результатах.

Таким образом, работа по коррекции цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи предполагает осуществление следующих задач: знакомство детей с основными и дополнительными цветами; обучение различению основных и дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов; формирование умений называть основные и дополнительные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету; подбор и передача в рисунке цвета реально существующих предметов действительности; формирование интереса к работе с цветом; формирование понятий «тёплые цвета», «холодные цвета»; формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире; знакомство с особенностями влияния цвета на эмоциональное настроение. Нами были проанализированы такие средства и методы коррекции цветового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи как: дидактические игры, цветотерапия, сказкотерапия, световая и темная сенсорная комната, репрезентативные системы, прогулки, экскурсии, конструирование, работу с разным материалом

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства и методы коррекции и развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Опубликовано: 26 марта 2022 в 17:06
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД