Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православных традиций

Надежда Кузнецова
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православных традиций

Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно - нравственный кризис личности. Ф. И. Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодого поколения ставится, сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний. Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно - нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия. Однако создать систему духовно - нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно - нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно - нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православных традиций» размещена в разделах

На открытии XIX международных рождественских образовательных чтений - 2011 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды.

Самое первое, что необходимо сделать сегодня, для создания системы духовно - нравственного воспитания в России - это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

Православные традиции.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада :

- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников;

- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи;

- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам;

- общей семейной трапезе,

- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного;

- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения - его семья.

В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи.

Недаром говорится: «Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Семья и дошкольные учреждения - два главных института социализации детей.

Детский сад - маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком дошкольного учреждения станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Но центральное место в формировании личности ребенка остаётся за семьёй. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно - нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над, чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя, также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т. д. Именно поэтому воспитатель, сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Работа по реализации программы И. А. Кузьмина «Социокультурные истоки» на воспитание дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится со второй младшей группы, в наличии материально – техническая база. В помощь для работы в дошкольном учреждении созданы мини – музеи: «Русская изба», «Моя Югра». В возрастных группах создавались мини-музеи по темам: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»; «Я - патриот»(Истоки, Россия, ханты); «Старинная ёлочная игрушка»; «Мой край - Югра». Изготовлены лэпбуки по темам: «Доброе слово», «Ласковое имя», «Добрые дела», «Ласковая песня», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга», «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дороги добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Праведный труд», Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник», «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела», «Мудрое слово», «Напутственное слово», «Чудотворный образ», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение», «Семейные традиции», «Книга – праздник души». Составлены картотеки: «Колыбельные песни», «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию»; «Хороводные игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Речевые игры», «Народные игры Югры».

В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.

Осознавая всю значимость задач духовно - нравственного воспитания дошкольников, на базе МАДОУ «ДС № 13 «Родничок» в перспективе организовать детско-родительский клуб «У родных истоков», с целью возрождения православных культурных семейных традиций. Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея теоретический и практический опыт работы по духовно - нравственному образованию дошкольников, я разработала учебно - методический комплект «Возрождение», куда вошли сценарии совместный мероприятий детско-родительского клуба «У родных истоков» (Приложение 1, рабочая тетрадь - раскраска «Православные традиции» (Приложение 2). Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад - семья.

Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

И хочется, надеется, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую свяжет с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православных традиций
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 11:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД