Лучший педагог года

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда

ольга носова
Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Публикация «Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма.

Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т. В. и Иншаковой О. Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т. В., с помощью нейропсихологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение.

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н. Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:

Трудность поддержания оптимального уровня активности.

Наблюдается быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок.

Отставание функций программирования и контроля деятельности.

Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

- пропуск или вставка букв, слогов, слов;

- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

- контаминация двух слов;

- нарушение границ предложения;

- орфографические ошибки.

То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

В письменных работах наблюдаются следующие проблемы:

- трудности нахождения и соблюдение строки;

- колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

- трудности запоминания букв и их искажение;

- устойчивая зеркальность букв;

- пропуск и замена гласных;

- фонетическое письмо;

- трудности запоминания словарных слов.

Данные ошибки относятся к артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.

Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

В структуре логопедического занятия мною используются следующие упражнения:

Дыхательные упражнения

Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.

Упражнения для нормализации тонуса

Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т. к. гипо - или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.

Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

-«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

-«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Упражнения на развитие внимания.

- «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

- «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

- «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

- «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

- «Птица, рыба, зверь.». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

- «Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

- «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

- «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

- «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки - 6-8 раз.

- Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

Развитие пространственных представлений

Проводится в четыре этапа:

1) Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;

2) Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;

- «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.

- «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.

3) Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;

- «Продавец канцелярских товаров» - просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.

- «Очередь» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

- «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:

- «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

- «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

- «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

- «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

- «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребё нком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.

- «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

БА – ПА БЯ - ПЯ

БО – ПО БЁ - ПЁ

БУ – ПУ БЮ - ПЮ

БЫ – ПЫ БЕ - ПЕ

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА - хлопнуть

БО – топнуть, ПО - хлопнуть

БУ – топнуть, ПУ - хлопнуть

В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

- «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

- «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

- «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

- «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.

ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.

- «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.

МЫШИ М. Ш., . Ы. И

КРЫША КР. Ш., . Ы. А

- «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.

Ё(стук)ИК, (стук)АБА.

- «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.

ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием : сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение»,.

Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 1 Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 2 Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.

Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.

Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда»Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда» Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик,.

Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда Использование логосказок, как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой».

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационно-коммуникационных технологий. Под ИКТ подразумевается.

Обобщение опыта по теме «Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда» Введение «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 15 июня 2019 в 21:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД