Получи документы

Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка

Ольга Кириллова
Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка

Постулат. 2017. №10 ISSN 2414-4487

УДК 376

Аннотация В статье представлены результаты изучения познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения русскому языку. Обращается внимание на необходимость систематической целенаправленной коррекционной работы по развитию познавательных интересов на уроках русского языка. Ключевые слова: познавательный интерес, младшие школьники, задержка психического развития, обучение русскому языку.

Публикация «Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка» размещена в разделах

Интерес признается многими авторами одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Процесс обучения в школе является главным и решающим источником систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей [5].

Многочисленные исследования Г. И. Щукиной и Т. А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, а складывается на протяжении всей жизни человека, формируется в социальных условиях его существования [1]. По мнению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. В. А. Сластнин рассматривал познавательный интерес как внутреннюю движущую силу учения, проявляющуюся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующуюся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [4, 6]. Ю. К. Бабанский утверждал, что познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Н. Г. Морозова познавательными называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты [2]. Исследования А. П. Архиповой, Н. А. Беляевой, Л. И. Божович показали, что подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как он способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей, создает более благополучный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов [2]. Младший школьный возраст - это тот период, когда происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов, что выражается в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности, в формировании новой высшей потребности - учиться. В связи с этим появляется интерес к школе и к учению [3]. Категория детей с задержкой психического развития характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, преобладании игровых мотивов над учебными. В процессе обучения у них отмечаются затруднения в изучении и усвоении всего программного материала [7]. В связи с этим представляется актуальным изучения развития познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка. В исследовании, которое проводилось на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» для детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Биробиджан, приняли участие 10 школьников с задержкой психического развития 3 класса.

Для выявления показателя развития интереса к содержанию и процессу обучения была использована модифицированная методика М. В. Матюхиной «Перечень любимых занятий» (адаптированная к учебному предмету «Русский язык»). Перечень предлагаемых занятий был составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности соответствовало пунктам 1, 10 (интерес к занимательности); 9, 11 (интерес к сути фактов); 4, 7 (интерес к сути явлений) и являлось тождественным числу занятий, отражающих процессуальную сторону обучения - пункты 3, 6, (интерес к процессу действий); 2, 12 (поисково-исполнительский интерес); 5, 8 (творческий интерес). Испытуемым в индивидуальном порядке предъявлялся бланк с перечнем занятий, выполняемых на уроках русского языка, из которых надо выбрать четыре самые любимые. Список занятий. 1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроках русского языка. 2. Делать выводы с помощью учителя на уроках русского языка. 3. Самостоятельно выполнять упражнения по русскому языку. 4. Узнавать лексическое значение слов в русском языке. 5. Самому составлять задания по русскому языку. 6. Составлять самостоятельно сообщения на определнную тему по русскому языку. 7. Узнавать о правилах правописания слов в русском языке. 8. Самому составлять схемы к определнному заданию. 9. Узнавать о происхождении редких и устаревших слов русского языка. 10. Слушать, когда учитель рассказывает что–то необычное. 11. Узнавать о пословицах и поговорках в русском языке. 12. Делать самому выводы на уроках русского языка. На основе выбора любимых занятий определялся характер интересов младших школьников с задержкой психического развития содержательной и процессуальной стороной учения. Процент по показателю высчитывался по следующей формуле: количество вопросов х 100 количество выбранных ответов Анализ данных показал, что наибольший интерес учащиеся проявили к занимательности, что составило 58 % (14 из 24, выбравшие 1 и 10 пункты из списка занятий, и к отдельным фактам - 45 % (11 из 24, отметившие пункты 9 и 11. В меньшей степени был проявлен интерес к сути явлений - 41% (10 из 24, что соответствует пунктам занятий 4 и 7. Наименьший интерес учащиеся данной категории проявили к процессу действий, что составило 12,5 % (3 из 24, осуществив выбор пунктов 3 и 6, поисково-исполнительский интерес отмечен у 8,3 % учеников (2 из 24, которые выбрали пункт 2, однако не указав пункт 12. Занятия, относящиеся к творческому интересу не были зафиксированы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка у младших школьников с задержкой психического развития преобладает познавательный интерес к содержательной стороне обучения, так как для них особенно привлекательными являются интерес к занимательности, отдельным фактам и сути явлений. Задания, вызывающие интерес к процессу действий, самостоятельного творческого и исследовательского уровня, относящиеся к процессуальной стороне обучения, менее привлекательны для учащихся данной категории, потому что вызывают трудности, связанные с задержкой развития всех психических процессов, а также с затруднениями самостоятельно осуществлять поиск решения какого-либо задания без направляющей помощи педагога. Для выявления преобладающего типа познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития была использована методика А. К. Дусавицкого «Непроизвольное запоминание». Испытуемым в индивидуальном порядке предъявлялся текст рассказа, который сконструирован из разных по содержанию частей: первая часть остросюжетная, развлекательного типа, во второй части речь идет о том, как в лингвистике изучают происхождение слов, и она полностью лишена внешней занимательности, в третьей части рассказа сообщался конкретный научный факт, соответствующий теоретическому материалу. Перед чтением текста ставилась цель - запомнить и пересказать то, что больше всего понравилось. Если испытуемый лучше запомнил первую часть - у него интерес развлекательного типа, интерес - занимательность. Успешное запоминание второй части свидетельствовало о наличии познавательного интереса к теоретическому материалу. Запоминание третьей части тоже свидетельствовало о познавательном интересе, но это интерес к результату деятельности. Результаты данной методики выявили, что 2 испытуемых (20 %, лучше всего запомнили первую часть текста, что свидетельствует о развлекательном или занимательном типе интереса, остальные 8 учащихся (80%, лучше запомнили третью часть текста, что соответствует интересу к результату деятельности. Наиболее сложным для запоминания оказалось содержание второй части текста, что указало на отсутствие познавательного интереса к теоретическому материалу у младших школьников с задержкой психического развития. С целью определения уровня сформированности учебнопознавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития была использована модифицированная методика Г. Ю. Ксензовой «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (адаптированная к учебному предмету «Русский язык»). Данная методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение младших школьников к учебным задачам и выраженность их учебно-познавательного интереса

Учителем были отмечены наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач на уроках русского языка и в соответствии с общими показателями и дополнительными диагностическими признаками были определены критерии, на основании которых определен уровень сформированности учебно-познавательного интереса. 1. Критерий «отсутствие интереса» : 1-2 балла общий показатель оценки поведения: интерес практически не обнаруживается, исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал - 1 балл; дополнительный диагностический признак: безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач - 0 баллов, более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые - 1 балл. 2. Критерий «реакция на новизну» : 3-4 балла общий показатель оценки поведения: интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории - 2 балла; дополнительный диагностический признак: оживляется, задат вопросы о новом фактическом материале - 1 балл; включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет - 1 балл. 3. Критерий «любопытство» : 5-6 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения - 3 балла; дополнительный диагностический признак: проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто - 2 балла, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает - 1 балл; 4. Критерий «ситуативный учебный интерес» : 7-8 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) - 4 балла; дополнительный диагностический признак: включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца - 3 балла; после решения задачи интерес исчерпывается - 1 балл. 5. Критерий «устойчивый учебно-познавательный интерес» : 9-10 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает к общему способу решения задачи, но не выходит за пределы изучаемого материала - 5 баллов; дополнительный диагностический признак: работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу - 4 балла, охотно включается в процесс выполнения заданий - 1 балл; 6.

Критерий «обобщенный учебно-познавательный интерес» : 11-12 баллов общий показатель оценки поведения: интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала, ориентируется на общие способы решения задач - 6 баллов; дополнительный диагностический признак: интерес - постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию - 5 баллов, имеется мотивированная избирательность интересов - 1 балл. По сумме баллов критериев оценки поведения в процессе выполнения учебных заданий по русскому языку определился уровень : низкий уровень: 1 - 4 балла; средний уровень: 5 - 8 баллов; высокий уровень: 9 - 12 баллов. Полученные данные позволили определить, что у 7 учащихся, что составляет 70 %, учебно-познавательный интерес находится на низком уровне развития. Из них у двоих учеников (20 %, набравших по 2 балла, интерес к выполнению заданий практически не обнаруживается. У них проявляется негативное отношение к решению любых учебных задач, а исключение составляет лишь реакция на яркий, смешной и забавный материал. У 5 школьников - 50 %, набравших по 4 балла, возникает интерес лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории. Они включаются в выполнение задания, однако, длительной устойчивой активности не проявляют. У троих младших школьников учебно-познавательный интерес находится на среднем уровне развития, что составляет 30 %. Из них у двоих учащихся, набравших по 6 баллов, интерес-любопытство возникает к новому материалу, но не к способам решения. Они включаются в выполнение задания, задают вопросы, но интерес быстро иссякает. У одного учащегося наблюдается ситуативный учебный интерес, который возникает к способам решения новой частной единичной задачи, но не к системам задач. Он включается в процесс выполнения заданий, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, но после решения задачи интерес исчерпывается. Высокого уровня устойчивого и обобщенного учебно-познавательного интереса, характеризующегося длительным и устойчивым выполнением заданий с применением творческих способов решения задач, не выявлено. Результаты проведенной методики показали, что учебнопознавательный интерес у большинства младших школьников с задержкой психического развития находится на низком уровне и в меньшей степени соответствует среднему уровню развития. Таким образом, познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка у большинства обучающихся выражен к содержанию, чем к процессу обучения. Особенно приемлемыми для них явилась занимательность и отдельные факты, в меньшей степени - суть явлений. Лишь некоторые учащиеся проявили незначительный интерес к заданиям процессуального и поисково исполнительского направления. Задания творческого и исследовательского уровня не были привлекательны для данной категории обучающихся. У многих учащихся проявился интерес развлекательного типа, в меньшей степени проявлялся интерес к результату обучения, познавательный интерес к теоретическому материалу не был определен. Также у подавляющего большинства учеников преобладает низкий уровень познавательного интереса, который характеризуется в отдельных случаях безразличным отношением к решению учебных задач или слабым проявлением активности только к новому материалу, касающемуся отдельных конкретных фактов, но не к познанию теоретического материала. Средний уровень определен лишь у немногочисленной группы учащихся, который проявлялся ситуативно и был направлен на поиск способа самостоятельных решений в процессе выполнения заданий по русскому языку при изучении нового материала. Следует отметить, что при выполнении заданий все учащиеся не проявляли длительной устойчивой познавательной активности и у них быстро иссякал интерес к работе без дополнительного внешнего стимула со стороны педагога. Полученные данные указывают на то, что младшим школьникам с задержкой психического развития необходима систематическая целенаправленная коррекционная работа по развитию познавательных интересов в процессе изучения русского языка, что позволит вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, развить познавательный интерес к предмету и обеспечить результативность обучения.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие / Г. И. Щукина [и др. ]. М. : Просвещение. 2008. 354с. 2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. М. : Педагогика. 2007. 324 с. 3. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению //Вестник Югорского государственного университета. 2017 № 1-1 (44). С. 29-34. 4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя /А. К. Маркова. М. : Просвещение. 2009. 196 с. 5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М. : Знание, 2009. 246 с. 6. Рубинштейн А. В. Основы общей психологии / А. В. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2000. 448 с. 7. Хубиева Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 194-196.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Изучение и учет индивидуальных особенностей ценностных пониманий младших школьников Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников требует от педагога изучения и учета индивидуальных особенностей.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Проект «Развитие и формирование интереса детей к изучение бурятского языка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Проект «Развитие и формирование интереса детей.

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого.

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры» Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры»Актуальность исследования. Умственная.

Виды словарной работы на уроках русского языка Виды словарной работы на уроках русского языка Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 15:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД