МААМ-картинки

Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики

Ирина Александровна Чернышова
Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики

Статья «Коррекция тяжелых нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста через использование элементов фитбол – гимнастики»

Авторы: учитель логопед Романова Н. Н.

инструктор по физической культуре Щеглова Е. В.

музыкальный руководитель Чернышова И. А.

Публикация «Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики» размещена в разделах

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Речевые нарушения различной этиологии является одним из самых распространенных видов отклонений в развитии детей дошкольного возраста. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается :

• недоразвитие всех компонентов речи (словарный запас, фонематические процессы, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение);

• недостаточно развиты основные моторные навыки,

• имеются нарушения координации движений и повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата,

• низкая степень сформированности двигательных умений и навыков;

нарушение пространственных, временных представлений;

• недостаточная подвижность, быстрая истощаемость процессов воображения и восприятия;

нарушение слухового, зрительного восприятия;

нарушение тонких, дифференцированных движений, связанных как с общей, так и с речевой моторикой;

• снижена умственная работоспособность;

• повышена утомляемость.

Исходя из выше сказанного, возникла необходимость искать эффективные современные интегративные технологии, способствующие коррекции тяжелых нарушений речи, физического развития. Одной из таких технологий является использование элементов фитбол – гимнастики.

Мяч по своим свойствам многофункционален. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств могут иметь различную направленность:

• на развитие координации слова-музыки-движения, чувства ритма;

• для коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития;

• на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков;

• на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляционному укладу;

• на обогащение и активизацию словарного запаса;

• для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; ловкости и координации движения; пластики и музыкальности;

• для расслабления и релаксации;

• для активизации занятий физическими упражнениями;

• для увеличения гибкости и подвижности суставов;

• для формирования и коррекции осанки, навыка владения своим телом;

• для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов).

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс за счет широких возможностей его свойств и механизмов физиологического воздействия на организм детей. Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических упражнений на мячах – фитболах, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствие.

Вся работа специалистов учителя - логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя строится на основе интеграции задач направленных на коррекцию тяжелых нарушений речи. В процессе освоения фитболгимнастики ведется работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения) и просодики (мелодико-интонационная сторона речи). Приемы кинезиологии: пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и стоп помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на речевое развитие и психику ребенка. Приемы просодики: художественное слово, речевки, ритмо-декламация, музыкальное сопровождение помогают координировать движения, речь и дыхание, так как внутренний ритм детей с тяжелыми нарушениями речи часто либо замедлен, либо ускорен.

Учитель – логопед применяет в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие элементы фитбол – гимнастики : игровые упражнения на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков (свистящих, шипящих, сонорных, художественное слово, чистоговорки.

Инструктор по физической культуре в своей работе использует следующие элементы фитбол – гимнастики :

• комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений;

• звучащие стихи в коррекции общей моторики;

• подвижные игры и упражнения с использованием мячей – фитболов.

Музыкальный руководитель использует : музально-ритмический репертуар, песенки-попевки, художественное слово, музыкальные игры с речевым сопровождением.

Комплексы фитбол-гимнастики педагогами используются как на групповых так и индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях учителя-логопеда, физкультурных и музыкальных занятиях с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР. Данная работа строится поэтапно на основе игровых заданий и упражнений, которые используются как составная часть занятия.

• 1 этап – подготовительный.

Цель этапа: Освоение воспитанниками фитбол – мяча как оборудования.

Содержание направлено на формирование:

- представления о форме и физических свойствах мяча – фитбола;

- правильной посадки на мяче;

- овладение основными движениями с мячом;

- умения принимать основные и. п. фитбол-гимнастики;

- обогащение словарного запаса воспитанников;

- прослушивание и обсуждение музыкального репертуара.

Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:

«Мы в лес пойдем» - основная задача развития речи – дифференциация гласных звуков А, У; физкультуры – удержание правильной посадки на мяче при выполнении движений руками; музыки – разучивание репертуара.

«Угадай с закрытыми глазами» (развитие речи - словесное описание предмета, обогащение словаря прилагательными; физкультура – тактильные ощущения, развитие моторики рук; музыки – прослушивание и восприятие на слух ритмического рисунка).

«Мой веселый звонкий мяч» - отбивание мяча об пол одной и двумя руками на месте ( направлена: развитие речи – развитие просодики; физкультура – ловкость выполнения движения; музыка - восприятие на слух ритмического рисунка).

«Собери урожай» - перебрасывание мяча стоя в кругу ( направлена: развитие речи – закреплять название овощей и фруктов, ягод, грибов и т. д. ; физкультура – развитие внимания, координации движений, быстроты и точности реакции; музыка –воспроизведение музыкального ритма).

и др.

• 2 этап – основной.

Цель этапа: развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности соответствующей работе логопеда по постановке звуков, разучивание музыкально-ритмического репертуара.

Содержание направлено:

- на формирование координации речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп речи задает педагог;

- на тренировку основных мышечных групп, в том числе и дыхательных;

- на повышение физической работоспособности;

- на улучшение координации движений и речи;

Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:

«Качели» - упражнение для нижних конечностей, сидя на мяче (цель развития речи – развитие просодики, чистоговорки; физкультуры – укрепление сводов стопы, развитие координации движений и чувства равновесия; музыка – развитие слухового внимания).

«Шапокляк» - укрепление крупной и мелкой мускулатуры рук ( направлена: развитие речи – укрепление дыхательной мускулатуры, координация речи и дыхания; физкультура: развитие мелкой моторики, укрепление мышечного корсета, развитие внимания; музыка – развитие артикуляционного аппарата).

«Быстрая лягушка» - выполнение упражнения из разных и. п. ( направлена: развитие речи - координация речи и дыхания, активизация артикуляционного аппарата; физкультура: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата; музыка –музыкально-ритмические движения) и др.

К способам дозировки речевой, физической и музыкальной нагрузки на коррекционно-логопедических, физкультурных и музыкальных занятиях относятся:

• выбор исходного положения;

• учет сложности упражнений на фитбол – мяче;

чередование речевых, мышечных нагрузок;

• ограничение количества участвующих в работе мышечного, речедвигательного и слухового аппарата;

• индивидуальная дозировка повторений каждого упражнения;

• характер выполнения упражнений (активные, пассивные и др.);

• индивидуализация темпа речи и движений;

• оптимальная амплитуда движений;

• индивидуализация силовой нагрузки;

• дыхательные упражнения;

• позитивный эмоциональный фактор.

Целенаправленная совместная работа учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя по коррекции тяжелых нарушений речи с использованием элементов фитболгимнастики позволила достичь следующих результатов:

• Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических, музыкально-ритмических упражнений на мячах – фитболах способствует автоматизации, дифференциации нарушенных звуков у воспитанников с ТНР.

Использование дыхательных упражнений, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, увеличению жизненной ёмкости легких, что особенно важно для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

• Систематическое применение элементов фитбол – гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата.

• Выполнение упражнений на фитбол – мячах тренируют вестибулярный аппарата, развивают координацию движений, статическое и динамическое равновесие и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.

• Благодаря фитбол – гимнастике формируется устойчивая мотивация к занятиям, повышается эмоциональный фон, вызывая положительный настрой на здоровый образ жизни.

Таким образом, использование элементов фитбол – гимнастики является эффективной современной интегративной технологией для коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Публикации по теме:

Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольниковИспользование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка»Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики
Опубликовано: 30 июля 2023 в 16:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД