МААМ-картинки

Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании

Мария Семибокова
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании

В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровню детского развития, инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования.

Публикация «Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании» размещена в разделах

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Что же такое инклюзивное образование?

Р. В. Жаворонков предложил следующее определение инклюзивному образованию : «Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода успешно работают при организации инклюзивного обучения.

Деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Именно в игре на данном возрастном этапе рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Под личностным подходом (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.) принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях : взрослых и сверстниках. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление ее индивидуальности. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» с 2004 года были открыты коррекционные комбинированные группы. Начиная со старшего дошкольного возраста, была произведена интеграция (инклюзия) детей с ОЗВ (ЗПР) и детей с нормой в развитии.

Основная цель - это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».

С детьми с ОВЗ работают специалисты: воспитатели комбинированной группы, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Работа с детьми ведется по программам: «Подготовка к школе детей с ЗПР» (авторы — С. Г. Шевченко, Р. В. Былич, И. А. Кузнецова, Р. Д. Тригер, И. Н. Волкова И. К. Белова, Г. Н. Максимова, «Детский сад 2100» (автор – А. А. Вахрушев., Т. Р. Кислова., Е. В. Бунеева, М. М. Борисова, «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы - М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, «Подготовка к школе детей с недостатками речи» (автор – Г. А. Каше, использовалось программно-методическое пособие «Система работы со старшими школьниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» на основе образовательной системы «Школа 2100» «Детский сад 2100», в которых учитываются все принципы личностно-деятельного подхода.

Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:

- данные диагностических обследований специалистов детского сада, специалистов ПМПК;

- сведения полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;

- результаты психологического наблюдения за детьми;

- выбор оптимальных подходов в организации учебного процесса.

Была введена частичная интеграция некоторых видов занятий: (познание, математика, коммуникация) и совместные занятия (художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, музыкальное воспитание; так же совместное пребывание в одной группе и соблюдение всех режимных моментов, досугов, игр.

Так как в группе находились дети с разным уровнем психического развития, а обучать и воспитывать необходимо было всех и сразу, то приходилось искать новые подходы в совместном обучении и воспитании детей, учиться создавать комфортный психологический климат в группе (учет индивидуально-типологических особенностей детей при организации учебно-познавательного процесса; выбор варианта учебного плана, обеспечивающего доступность учебного материала; личностно - деятельностный подход к каждому ребенку; формирование навыков самооценки и самоконтроля, вести коррекционно-развивающую работу на всех этапах: познавательном, игровом, продуктивном, трудовом.

Работая в данной комбинированной группе сначала воспитателем, а затем учителем – логопедом мы с коллегами пришли к тому, что использование всех принципов личностно-деятельностного подхода (принцип личностного подхода, самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, диалогичности, построения образовательного процесса (интеграции учебного материала, с учетом возрастных и психологических возможностей каждого ребенка, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, а также методов и приемов ведет к коррекции и ликвидации обнаруженных затруднений у детей с ОЗВ и улучшает качество полученных ЗУН у детей с нормой в развитии, также воспитывается чувство толерантности, взаимопомощи и ответственности.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, подбор подходов, форм, методов, которые должны строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. Тогда совместное обучение и воспитание детей будет продуктивным, а дети счастливыми!

Публикации по теме:

«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.

Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста»..

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость Цель: совершенствование теоритической.

Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка.

Семинар-практикум «Компетентностный подход в дошкольном образовании. Компетентность в области личностных качеств» (Слайд №1) 1часть Теоретическая Тема нашего заседания: «Компетентностный подход в ДО. Компетентность в области личностных качеств».Почему.

Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми» Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании
Опубликовано: 13 января 2016 в 04:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД