Папки-передвижки

Особенности формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Воротченко
Особенности формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Воротченко Татьяна Геннадьевна

ГДОУ г. Красный луч "Детский сад № 46 "Василек"

Актуальность проблемы формирования нравственных ценностей и воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание моральных норм, значимости института семьи, духовных ценностей, что усложняет процесс нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста. Нравственное воспитание способствует формированию гармоничной личности, которая осознает моральные нормы и ценности, определяющие основу отношений между людьми в обществе.

Публикация «Особенности формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Характеризуя развитие морального сознания дошкольника обратим внимание на следующие моменты. Согласно теории Же. Пиаже, развитие моральных суждений детей 4-6 лет находится на стадии «нравственного реализма», из-за этого главными ориентирами оценки поступков людей выступают не мотивы деятельности, а результаты таких поступков (кто больше причинил вреда – то больше виноват). Детям дошкольного возраста свойственно предоперационное мышление, что приводит к импульсивности поведения, неспособность мыслить в плане представлений, предвидеть последствия собственного поведения.

В старшем дошкольном возрасте появляется такое новообразование как децентрация мышления, благодаря которой ребенок избавляется от эгоцентричной позиции и приобретает способность изменять собственную точку зрения под влиянием сравнения с другими. Также возникают «внутренние этические инстанции», которые включают представление о том что хорошо, что плохо, о социально одобряемой нормы поведения и определяют поступки ребенка и характер ее взаимодействия с окружающими.

Субботский) утверждают, что у старших дошкольников развиваются оценочные эталоны. Малыши начинают проявлять повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, стремятся дать им этическую оценку. По мнению Л. Божович, если в раннем и младшем дошкольном возрасте нравственные представления и оценки ребенка носят общий, диффузный характер, слиты с ее непосредственным отношением к человеку, то в старшем дошкольном возрасте моральная оценка отделяется от непосредственных эмоциональных переживаний ребенка и становится более самостоятельной и обобщенной [2, с. 136].

Итак, к концу старшего дошкольного возраста дети уже хорошо знакомы с моральными нормами поведения, умеют правильно оценить ситуацию и найти адекватную линию поведения.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании проблемы формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Отметим, что в современной теории воспитания ведущим является положение о том, что эффективность воспитательного процесса определяется степенью включения личности в различные виды деятельности (И. Бех Л. Выготский, А. Запорожец, Г. Костюк, И. Подласый и др.). Учет и реализация указанного требования требует от педагога сформированности умений организовать жизнедеятельность детского коллектива и воспитание в нем моральных ценностей.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста была предметом многих научных исследований. Так, нравственное воспитание в игровой деятельности рассматривалось в трудах т. Марковой, Н. Михайленко, С. Новоселовой, О. Смирновой; нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности исследовался в трудах М. Лисиной, т. Репиной, О. Смирновой, г. Степановой и других.

Ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, в частности сюжетнорольова игра, становление и развитие которой в наибольшей степени способствует формированию элементарной системы ценностей дошкольника. В трудах О. Смирновой и О. Гударевой обосновывается мнение о том, что только развитая форма игровой деятельности способствует осознанию детьми смыслов человеческих взаимоотношений, формированию потребностно-мотивационной сферы, развитию различных форм произвольности и, как следствие, формированию системы ценностей. К сожалению, сегодня высочайшего уровня развития игры достигает лишь 18,2 % дошкольников 6-7 лет [6, с. 127].

По нашему мнению, организация сюжетно-ролевой игры требует от воспитателя соблюдения определенных принципов. К ним можно отнести следующие: осознание игры как творческой деятельности, свободной от регламентации и указаний взрослого; выделение места и времени для детской игры; обеспечение активной позиции каждого ребенка; ориентация детей на реализацию конструктивных межличностных взаимоотношений, благодаря которым появляется возможность согласовать игровые задачи, способы их реализации; создание предметно-игровой среды, при этом игрушки и игровой материал должны быть знакомыми детям, а игровые действия с ними предварительно формироваться на ознакомительных занятиях; реализация воспитательной функции игры, акцентирование внимания на нравственной сущности взаимоотношений между персонажами игры. Также ученый предлагает выделять сюжет и содержание игры [4, с. 129].

Рассмотрим более подробно требования к реализации каждого компонента игры.

Каждой творческой игре присуща воображаемая ситуация, которая вмещает сюжет и содержание игры. Естественно, что сюжет и прежде всего содержание детских игр зависят от социальных условий жизни ребенка, от характера отношений людей, которые ее окружают.

Можно выделить еще несколько факторов, влияющих на содержание детских игр:

1. Искусство (музыкальное, изобразительное, хореографическое и др, художественная литература: результаты исследований Т. Марковой доказали, что дети хотят обыгрывать только те произведения, в которых эмоционально, доступно описана деятельность, поступки людей, их отношение к окружающим.

2. Дидактические игры, в процессе которых расширяются знания, приобретенные в досуге деятельности, закрепляются отдельные предметные действия (Г. Жуковская).

3. Экскурсии и наблюдения детей : экспериментальная работа, проведенная Н. Королевой, доказала, что для возникновения сюжетно-ролевой игры во время экскурсий, наблюдений недостаточно ознакомить детей только с предметной областью действительности, необходимо раскрыть содержание деятельности людей, их отношение друг к другу в процессе этой деятельности [6. с. 126].

Следовательно, воспитание нравственных ценностей детей в игровой деятельности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: влияние на сюжет и содержание игры; учет при распределении ролей интересов и возможностей детей; выявление нравственных чувств и осуществления социально-нравственных поступков в процессе реализации игровых образов; постепенное повышение уровня взаимодействия детей в игре.

Нравственное развитие ребенка в значительной степени зависит от включения его в коммуникативную деятельность. По мнению И. Беха, эффективность общения зависит от уровня сформированности психологической культуры воспитателя, которая сводится к следующим требованиям: знание особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте и умение правильно оценить ее индивидуальные особенности (темперамент, характер, жизненный опыт и др); знание особенностей выявления основных эмоций и способность адекватно реагировать на них; способность выбирать такой способ поведения с ребенком, который больше всего соответствует его индивидуальным особенностям [2, с. 134].

Общение является основным средством с помощью которого осуществляются воспитательные воздействия на ребенка, а в случае необходимости происходит коррекция воспитательного процесса. С первых месяцев жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослыми. Изначально инициатором общения является взрослый, впоследствии инициатива переходит к ребенку (первым признаком является комплекс «оживления»). В течение раннего детства развитие общения ребенка с взрослым преодолевает два этапа: эмоционально-личностное, ситуативное общение (от рождения до 12 мес.); практическое, действенное общение (от 12 мес. до 3-х лет). На этом этапе взрослый выступает партнером в предметно-манипулятивной деятельности, образцом для подражания, лицом, которая оценивает знания и умения ребенка. Если взрослый и в дальнейшем будет инициировать эмоциональные формы общения, а ребенок уже будет стараться деятельности с предметами, может возникнуть конфликтная поведение.

В дошкольном возрасте расширяются возможности ребенка по познанию окружающего мира и общению со взрослыми. В процессе познавательного общения ребенок у ребенка формируются представления и знания о предметах, явлениях окружающего мира, которые не находятся в поле ее зрения, воспитываются такие умственные качества как любознательность, критичность, сообразительность. Во время личностного общения ребенок удовлетворяет свою потребность в уважении, признании взрослого, в поддержке и одобрении собственного поведения. Если ребенок уверен, что взрослый справедливый и положительно к ней относится, она спокойно выслушивает его замечания и пожелания относительно своих знаний, умений, активно реагирует на них, стремится соответственно скорректировать свое поведение или действия [5, с. 255].

И. Бех утверждает, чтобы общение было эффективным, у воспитателя должна быть сформирована психологическая культура, которая сводится к следующим требованиям: знание особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте и умение правильно оценить ее индивидуальные особенности (темперамент, характер, жизненный опыт и др); знание особенностей выявления основных эмоций и способность адекватно откликаться на поведение ребенка и его психические состояния; выбирать такой способ поведения с ребенком, который больше всего соответствует его индивидуальным особенностям [1, с. 84].

Относительно качеств личности воспитателя, то по данным экспериментальных исследований наиболее благоприятными являются: эмоциональная устойчивость, высокая самооценка и удовлетворенность самим собой, принятие социальных норм и адекватное поведение в обществе, способность к эксперименту, профессиональное мастерство, способность к творчеству. И наоборот, качества личности педагога, которые негативно сказываются на его профессиональной деятельности, это: невротизм, авторитарные и параноидальные тенденции, комплекс неполноценности, завышенный самоконтроль.

С точки зрения детей, важнейшими качествами педагога выступают те, что демонстрируют заинтересованность и уважение к детям как личностям и проявление которых не подавляет достоинства детей [1, с. 85].

Можно выделить следующие требования к организации общения: выявление любви, дружеского отношения к ребенку, заинтересованности ею; использование эмоционально-положительного обращение к ребенку (в противовес нейтральному обращению); выразительность, эмоциональность речи, мимики, жестов воспитателя; общение на понятном для ребенка языке; последовательность и постепенность приведение доказательств; при постановке требований использования аргументов, которые являются весомыми для ребенка, а не для воспитателя; развитие коммуникативной активности детей, их эмоциональной культуры; удовлетворение потребности ребенка в положительной оценке взрослого; обеспечение эмоционального комфорта.

Таким образом, проблема формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является очень актуальной; ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, становление и развитие которой в наибольшей степени способствует формированию элементарной системы ценностей дошкольника; нравственное развитие ребенка в значительной мере зависит от включения ее в коммуникативную деятельность.

Література

1. Бех И. Д. воспитание личности / И. Д. Бех / / научно-методическое пособие. – 1913. – № 2. – С. 84-87 2. Проколиенко Л. Котырло В. Воспитание гуманных чувств у детей. 1987. С. 134-140 3. Маевская К. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / К. В. Маевская // Дошкольное воспитание. – 1913. – № 1. - С. 39-41. 4. Максимова О. А. формирование социальной компетентности ребенка дошкольного возраста как залог его успешной адаптации к обучению в школе / О. А. Максимова // педагогическое образование: теория и практика. Зб. наук. трудов / Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. - Вып. 20 (1-2016). - Ч. 2 – - Каменец-Подольский, 2016 – - с. 229-234. 5. Пикож В. И. благосклонность: сущность и развитие в онтогенезе / В. И. Пикож / / Морально-духовное развитие личности в современных условиях (Теоретикометодические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи). – Сб. наук. трудов. - К. : Мэд. мысль, 2000 – Кн. И. - С. 251-257. 6. Приходько Ю. А. Формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе / Ю. А. Приходько // Научно – методическое пособие - 1987. – С 126-129.

Публикации по теме:

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2020 в 20:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД