Получи документы

Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»

Мая Степанова
Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»

РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

М. В. Степанова

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Публикация «Статья „Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения“» размещена в разделах

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова: восприятие,зрительное восприятие, старший дошкольный возраст, дети с нарушениями зрения

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми с нарушениями зрения направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

При данном подходе особую значимость приобретает проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. А. Г. Литвак[3]отмечает, что одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей со зрительной патологией в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Л. А. Дружинина[1] считает, что именно через проблемы со зрительным восприятием ребенок с нарушениями зрения начинает чувствовать свой дефект.

В отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике вопросы, связанные с особенностями развития детей с нарушениями зрения, рассматривали такие исследователи, как И. П. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. А. Семенова, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Л. И. Солнцева[5] указывает, что у детей с нарушениями зрения чаще наблюдаются трудности в социальной адаптации, установлении адекватных взаимоотношений со сверстниками. По мнению А. Г. Литвак[2] это связано со спецификой дефекта – нарушением зрения, которое воздвигает барьеры на пути постижения ребенком окружающего мира, прежде всего, зрительного восприятия.

К настоящему времени разработаны и внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения системы работы по развитию зрительного восприятия (Л. И. Плаксина[3], Е. Н. Подколзина[4] др.). Однако на современном этапе дошкольного образования вопросы актуализации, разработки психолого-педагогических оснований и принципов, построение форм, методов, средств развития зрительного восприятия в педагогической практикев достаточной мере не используются.

Основываясь на анализе педагогических и психологических исследований по изучаемой проблеме, было установлено противоречие между объективной потребностью в развитии зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью системы работы по развитиюзрительного восприятияу детей данной категории. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель, которого заключалась в выявлении педагогических условий, способствующих эффективному развитию озрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что процесс развития зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будет наиболее эффективнымесли создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования с которыми выполняется действие, формировать умение наблюдать. В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать; выделять наиболее важные моменты.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.

Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы методики ««Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Проба на узнавание перечеркнутых изображений», представлены Р. С. Немовым.

Результаты изучения развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения указывают на то, что, в обеих группах дети с нарушениями зрения выявлен средний уровень зрительного анализа формы предмета,В определении основных цветов отмечались затруднения в восприятии промежуточных хроматических цветов, ошибались, затрачивали много времени. Затруднялись в словесном обозначении цветов. При определении зачеркнутых изображений дети воспринимали часть предметов как отдельный предмет.

Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Даннаяработа была распределена на три этапа и включала в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.

Целью первого этапа являлось создание установки на восприятие; активизацию смыслового восприятия. На втором этапепроходило развитие приемов и способов формирования представлений и соответствующего последовательного образа о предметах (его качествах, свойствах, геометрических и цветовых параметрах, посредством одномоментного обозрения и вычленения отдельных признаков. 3 этап был направлен на закрепление выработанных навыков, их автоматизацию.

На контрольном этапе исследования мы использовали аналогичные методики, и оценка результатов проводилась по тем же критериям. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что наблюдается положительная динамика показателей уровня развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Исходя из качественной интерпретации результатов контрольного этапа исследования, мы подошли к выводу, что убольшинства детей экспериментальной группы развилось зрительное восприятие предметов по существенным признакам (цвету, форме, величине, умение выделять и сравнивать различные свойства и качества окружающих объектов.

Следовательно, гипотеза нашего исследования, представленная выше, экспериментально подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.

2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006. – 336 с.

3. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия / Л. И. Плаксина. – Москва : ВОС, 1985. – 105 с.

4. Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 35-38.

5. Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3-8.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения Тема: «Длинные и короткие дорожки». Цель: Развитие зрительного восприятия величины (вторая младшая группа). Задачи: 1. Учить выделять величину,.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса»Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса» Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

Конспект занятия по развитию зрительного восприятияКонспект занятия по развитию зрительного восприятия Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционно-обучающие задачи: -продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Развлечение «Лесные жители» для детей 6–7 лет с нарушениями зрения Развлечение построено с учетом принципов здоровьесбережения: соблюдения разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Умение.

Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов. В настоящее время категория детей.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Технология разработки тактильной книги для детей с нарушениями зрения По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывают 37 миллионов слепых людей и около 125 миллионов людей с плохим зрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 18:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД