Реализация принципа природосообразности к организации питания в младшем дошкольном возрасте

Ольга Ильина
Реализация принципа природосообразности к организации питания в младшем дошкольном возрасте

Статья

«Реализация принципа природосообразности к организации питания в младшем дошкольном возрасте»

Ильина О. В. (воспитатель детского сада № 175 «Полянка»

АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти, Самарской области)

Забота об укреплении здоровья ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Это отмечает ряд авторов, такие отечественные ученые как С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, О. Ю. Толстова, З. И. Тюмасева и др.

Предложенный комплексный подход необходим и при организации питания. Эта сфера жизнедеятельности ребенка, которая требует внимания различных служб детского сада. В дошкольный период большинство детей достаточно активны и подвижны. Чтобы восполнить затраты энергии на движения, рост и развитие, детям необходимо сбалансированное питание, обеспечивающее постоянный приток белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Важными элементами рационального питания являются:

1. режим приемов пищи,

2. объем, употребляемой пищи,

3. калорийность продуктов

4. целесообразное распределение продуктов по объему и калорийности между приемами пищи.

Медицинской службой осуществляется контроль за рациональностью составления меню, процессом приготовления пищи. Задача воспитателя организовать так процесс приема пищи, чтобы дети ели с удовольствием, получая необходимые питательные вещества, из предложенных блюд. Воспитателю важно проводить ежедневные беседы о пользе и вкусе пищи, создавать комфортные условия для ее приема.

Практика работы показывает, что воспитатели детского сада часто сталкиваются с проблемами индивидуального характера при организации питания. Типичными формами нарушения питания в дошкольном возрасте являются следующие: ребенок ест очень мало; ест много, не жует; ест избирательно. Индивидуальный подход в организации питания воспитателями должен строиться на основе медицинского анализа антропометрических показателей физического развития детей. Именно медицинские показатели определяют, какую индивидуальную работу нужно вести с ребенком: коррекционную или профилактическую. Если развитие ребенка соответствует возрастной норме, показатели веса и роста находятся в гармоничном соотношении, ребенок развивается нормально, то соответственно его питание организованно в пределах нормы, а индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и избирательность в ее выборе не влияют на состояние здоровья.

Профилактическую работу с детьми младшего дошкольного возраста можно построить с учетом сезонных биоритмов человека. Тематика ситуативных бесед, построение проблемных ситуаций может исходить из потребностей детского организма, в частности из колебаний состава пищи в зависимости от сезонных изменений.

Рассмотрим более подробно изменения в организме человека, происходящие в разное время года на примере климатических условий Среднего Поволжья. Данный регион характеризуется ярко выраженными временами года.

Осень.

Осень — это время подготовки организма и иммунной системы к уменьшению светового дня, другому рациону питания и встрече с простудными инфекциями. С понижением температуры к концу осени в организме человека замедляется кровообращение. Научно доказано, что именно осенью отмечаются минимальный вес селезенки, снижается количество иммуноглобулинов в крови, уменьшается количество лимфоцитов. Все эти показатели свидетельствуют о самом низком функционировании иммунной системы по сравнению с другими временами года. Резко снижается сопротивляемость организма к различным инфекциям. Поэтому в образовательной деятельности при организации питания осенью с детьми обращаем внимание на продукты, стимулирующие кроветворение. Например, на печень и творог как источники железа, являющегося составной частью гемоглобина. Укреплению иммунной системы растущего организма способствуют белки как растительного, так и животного происхождения. Источником полноценных белков являются рыбные, молочные продукты, яйца. Таким образом, в осенний период профилактическая работа должна быть направлена на формирование мотивации к употреблению следующих продуктов:

• Рыба

• Печень

• Творог и творожные запеканки

• Молочные каши

• Яйца

• Молоко

• Кефир

Можно предложить следующую примерную тематику образовательной деятельности для младших дошкольников при организации питания:

«Праздник молока»

«Почему животик радуется кефиру»

«Моя любимая каша»

«Каша красоты» (овсяная)

«Каша силы» (геркулесовая)

«Почему мишка любит рыбку?»

«Какую кашу ела Маша у трех медведей?»

«Чем яичко не простое, чем яичко золотое»

«Как на нашем на лугу стоит чашка творогу»

«Железный ключик здоровья» (печень)

Зима.

С наступлением зимних месяцев каждый человек начинает ощущать повышенную утомляемость, сонливость. Недаром для многих животных зима — это время спячки. В человеческом организме так же замедляются биохимические процессы, снижается активность многих биологически активных веществ, повышается потребление энергии, для усиления питания клеток. При понижении температуры окружающей среды всего на 10 градусов, организм нуждается в увеличении калорийности питания на 5%. Поэтому зимнее питание должно отличаться повышенной энергетичностью и калорийностью. Этим требованиям отвечает пища богатая жирами и углеводами. Жиры обеспечивают энергетические траты. Углеводы являются главным источником энергии, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. Поэтому зимой образовательную деятельность с детьми необходимо нацелить на обеспечение детского питания достаточным количеством продуктов, имеющих большую энергетическую ценность:

• Мясо (котлеты, мясные рулеты и сырки, порционные куски курицы и т. п.)

• Супы (согревающее, горячее питание)

• Хлебобулочные изделия (хлеб, булочки, рогалики, пирожки и т. п.) как калорийные продукты, а значит с большей энергетической ценностью.

• Масло

А так же продукты, позволяющие поддержать баланс витаминов и микроэлементов в организме:

• Компоты из сухофруктов (изюм, курага, чернослив,

• Овощи, долго хранящиеся в свежем виде в условиях пониженных температур, как источник натуральных витаминов. А именно, картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, чеснок. Особое внимание можно обратить на овощные гарниры.

• Сыр

И примерная тематика образовательной деятельности в зимний период может быть следующей:

«Как согреть животик?»

«Бери ложку — лови картошку»

«Чей суп?» (бабушкин суп, крестьянский)

«Корабли в тарелке»

«Суп для принцесс» (суп с зеленым горошком)

«Где зимой взять витамины?» (из овощей, которые долго хранятся)

«Солнышко в хлебушке» (хлебушек дарит тепло летнего солнышка)

«Самое надежное место для котлетки» (почему котенок Гав спрятал котлетку в животик)

«Почему у мышки такие крепкие зубки?» (мышка любит есть сыр)

«Сказка про компот»

«Кто сильнее болезней?» (лук, чеснок)

«А за ним и бутерброд, подскочил и прямо в рот»

Картошку (морковку, капусту, свеколку) в погребе хранили.

Остались витамины в ней.

Болезни чтоб не победили,

Ее ты кушай поскорей.

Весна.

Наверное, многим известно инстинктивное желание в этот период пожевать чего-нибудь свеженького и «зелененького», и люди с замечательным аппетитом едят зеленый лук, зелень петрушки, укропа и свежие парниковые овощи. Это связано с тем, что в организме начинается повышение уровня активности ферментов и гормонов желудочно-кишечного тракта, как подготовка к изменению питания в теплое время года. В это время основным девизом питания становится витаминизация. Весной расширяем представления детей о продуктах, способных восполнить недостаток витаминов, израсходованных зимой:

• Зелень,

• Соки,

• Фрукты привозные: банан, мандарин, апельсин и др.

• Овощи, обращая внимание на такие блюда как овощные запеканки.

• Крупы: гречка, рис, перловка и гарнирные каши.

То есть на все источники натуральных витаминов и минералов, доступных в это время года. Примерная тематика образовательной деятельности в данный период может быть следующей:

«Красиво, вкусно, свежий вид, вот что рождает аппетит»

«Подарки из жарких стран» (привозные фрукты)

«Что прятал Дед Мороз под зимней периной» (зелень)

«Мой любимый сок»

«Праздник разноцветных трубочек» (питье сока из цветных трубочек)

«Солдатская каша» (перловая)

«Стройная каша» (гречневая)

«Что можно построить из съедобных кирпичиков» (овощные запеканки)

Лето.

В жаркое время года, в условиях повышенной температуры, снижается выработка пищеварительных соков. Поэтому летом предпочтительней будет употреблять фруктово-овощную пищу. Благодаря богатству свежих овощей, фруктов и ягод, человек запасается витаминами и микроэлементами. Лето — это период активного роста, поэтому детский организм нуждается в достаточном количестве белка, как основного материала для строительства клеток и тканей. Особое внимание летом должно уделяться питьевому режиму — только достаточное потребление жидкости способно обеспечить тепловую адаптацию организма при физических работах и упражнениях. Летом привлекаем внимание детей к продуктам, богатым витаминами и микроэлементами для «запаса» на зимний период:

• Фрукты: яблоко, груша и др.

• Ягоды

• Свежие овощи

• Молочные каши

• Вода

• Компоты из свежих ягод и фруктов

Примерную тематику образовательной деятельности с малышами летом мы предлагаем следующую:

«Что в корзинке?»

«Праздник витаминки»

«Живая вода»

«Любимый фрукт мамы»

«Любимый фрукт папы»

«Овощной светофор» (кому овощи помогают, кому путь преграждают)

«Растет каша — растем мы»

«Как витамины купаться захотели» (компот)

Профилактическая работа строится планомерно, естественно входя в жизнедеятельность группы.

Публикации по теме:

Творческий проект «Молоко» в рамках реализации программы «Учимся правильно питаться» Правильно питаться необходимо для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется.

Учим и учимся быть здоровыми. «Крепок телом — богат и делом. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься». Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Дошкольное учреждение и семья призваны.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Реализация принципа природосообразности к организации питания в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 23:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в музей природы.
Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление о их...
Опера Ж. Бизе «Кармен» в Екатерининском. Фоторепортаж.
Сегодня на парадном плацу Екатерининского дворца состоялось закрытие VI Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера - всем". Мы списались с Любой...
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть вторая)
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста ( часть вторая) Макет Дороги "Наш поселок" / Уголок по ПДД Добрый вечер,...
Пособие для детей по развитию мелкой моторики «Ёжики»
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Проблемой изучения мелкой моторики рук...
Рисование «Овощи с огорода» с применением нетрадиционной техники (рисование ватными...
Пуантилизм – стиль живописи, для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек. Он и название...