Получи документы

Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр

Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр

Дети с ограниченными возможностями здоровья –это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ, нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывности их сопровождения.

С детьми данной категории не может работать только учитель-логопед или психолог, дефектолог,должны работать все специалисты в комплексе и самое главное, родители занимают ведущую роль и становятся участниками педагогического процесса.

Публикация «Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр» размещена в разделах

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей такого ребенка является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Основными задачами родителей – участников реабилитационных программ – являются :

• создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

•обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

• постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

• овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

• родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность. Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, ведущих ребенка.

Мне, как специаалисту работающему с детьми данной категории, хотелось привести примеры из своей практики. Дети данной категории имеют заключения ППМС центра «Истоки»-«Системные нарушения речи», «Несформированность языковых средств языка».

С чего начинать коррекционную работу?

На мой взгляд, необходимо активизировать познавательную деятельность.

Особенности наших занятий со всеми специалистами детского сада, которые осуществляют работу в группе ГКП:

-создание условий обучающей среды, где всё пространство построено таким образом,что ребенку будет легче осваивать материал.

-чередование видов деятельности,для минимальных последствий быстрой истощаемости внимания.

-непрерывное вовлечение ребенка в активную совместную деятельность.

Дети с задержкой психомоторного развития отличаются рассеянностью внимания и повышенной утомляемостью.

Предлагаются три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:

1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения.

Собственная речь таких детей представлена вокализациями. отдельными лепетными словами.

Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслуживания. Формировать и стимулировать предметно-игровую деятельность.

Учить выделять «большой» и «маленький». Формировать предметно-игровые действия. Развивать интерес к сюжетным играм. В игровой деятельности воспроизводятся ситуации, в которых у ребёнка появляются подходящие звуковые или словесные реакции.

Закрепление появившихся у ребёнка звуков, слогов, слов происходит через подхватывание его речевых реакций, повтор слов или вокализации, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога.

1. На данном этапе работы использую вязанные куколки,копирующие реальных персонажей из знакомых сказок, происходит продуцирование взрослым положительной, тёплой, радостной и оптимистичной атмосферы.

2. Использование в работе мелких объемных или плоских игрушек. Этот прием также помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия (что особо важно при работе с детьми со сложной структурой дефекта). Игровая ситуация (спрятанная игрушка,движение предмета по «тоннелю») создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, повышает речевую мотивацию.

3. У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку (использую в работе ВОЛШЕБНЫЙ КУБ). Представляющий из себя большой по размерам куб с гранями с большими точками от 1-6. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

4. Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. (использую тактильный коврик,с различным наполнением в кармашках).

Цель наших совместных занятий -создание для ребенка атмосферы доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к принятию ребенка, пониманию его ситуации.

Нам, специалистам, необходимо корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые можно опереться в педагогической работе.

А теперь предлагаю Вам поиграть,перед вами авторское пособие,давайте все вместе придумаем приемы его использования (демонстрируется пособие).

Публикации по теме:

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Своевременное овладение.

Консультация для педагогов «Стимуляция речевой активности детей раннего возраста» МДОБУ «Великосельский детский сад №14» ]Консультация для педагогов «Стимуляция речевой активности детей раннего возраста» Подготовила:.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Сценарий проведения спортивного праздника «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья Честь и хвала тем, кто вопреки всем жизненным трудностям научился жить и выживать в этом мире. Тем, кто днем и ночью не смыкает глаз ухаживая.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП На современном этапе концепция интегрированного обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимуляция речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения совместных игр
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 23:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД