МААМ-картинки

Структура речевого дефекта при ринолалии

Татьяна Горькая
Структура речевого дефекта при ринолалии

Структура речевого дефекта при ринолалии

Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. Санкт-Петербург

По структуре речевого дефекта детей-ринолаликов можно подразделить на 4 группы.

1 группа: нарушена только голосовая функция. Имеется только гнусавость.

2 группа: дети, у которых нарушена голосовая функция и имеются дефекты звукопроизношения. Это дети с фонетическим недоразвитием речи.

3 группа: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отмечается слабость распознавания звуков и признаки второй группы.

4 группа: дети с общим недоразвитием речи.

Публикация «Структура речевого дефекта при ринолалии» размещена в разделах

У детей 3 и 4 группы грубо страдают чтение и письмо.

Характер нарушения голоса.

• В большинстве случаев из-за расщелины твёрдого нёба у детей-ринолаликов открытая гнусавость : ротовые звуки произносятся через нос.

• Закрытая назальность, то есть отсутствует носовой резонатор вообще.

При произнесении носовых звуков М, Н струя воздуха идёт через рот и мы слышим вместо звука М звук Б, вместо звука Н звук Д.

• Смешанная назальность.

У носовых звуков струя воздуха идёт через рот, а часть звуков произносится через нос.

Дефекты звуков речи.

Дефекты гласных звуков.

При произнесении гласных звуков затушёвываются противопоставления по признакам высоты, ряда, огублённости. Гласные звуки произносятся стёрто, смазано, не дифференцированно. В силу этого речь становится неразборчивой и на письме гласные слабо дифференцируются.

Дефекты согласных звуков.

• Отсутствие звука у детей – ринолаликов.

• Искажение звука.

• Недифференцированное произношение (то скажет звук, то нет).

• Замена звука.

Группа шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ.

Все шипящие звуки ребёнок – ринолалик произносит из нижней артикуляции (язык внизу). В результате появляется лёгкое смягчение.

Из-за деформации челюсти и зубного ряда часто наблюдаются межзубный и боковой сигматизм.

Из-за таких же дефектов имеет место такой же сигматизм и в группе свистящих звуков: С, З, Ц.

Звуки аффрикаты: Ч, Ц.

Эти звуки расщепляются. Ринолалик произносит один из этих расщеплённых звуков (либо первую, либо вторую часть аффрикаты, так как нет быстрой смены положения кончика языка.

Заднеязычные звуки: К, Г, Х.

Они произносятся в случае, когда происходит смычка корня языка с твёрдым нёбом.

У детей – ринолаликов звуки К, Г заменяются на переднеязычные звуки Т, Д. Звук Х заменяется простым выдохом.

Звук Р.

При произнесении звука Р должен быть мощный выдох, а кончик языка находиться вверху.

- У ринолаликов нет мощного выдоха (слабость выдыхаемой струи).

- Кончик языка вяло опущен.

- Базой для звука Р являются шипящие звуки, а они у ринолаликов дефектны.

Поэтому чаще всего у них наблюдается:

• отсутствие звука Р;

• одноударное произношение звука Р (не вибрирует кончик языка);

• двугубное произношение;

• боковое произношение;

• горловое произношение.

Звук Л.

Происходит замена звука Л на звуки В, Й, так как ребёнок не может удержать кончик языка у передних резцов.

При выраженных аномалиях верхней губы может страдать произношение губно-губных звуков П, Б.

Носовые звуки М, Н.

При открытой гнусавости эти звуки произносятся не дифференцированно. При закрытой гнусавости звук М заменяется на звук Д, а звук Н на звук Т.

Часто аномалией звукопроизношения является сближение артикуляционных укладов. Чаще всего встречается в группе свистящих и шипящих звуков между собой. Это ведёт к нарушению формирования фонематического слуха.

Завершение формирования фонетической системы речи у детей-ринолаликов происходит к 12-14 годам (в норме к 5 годам).

Коррекция речевой патологии.

Необходимым условием для логопедической работы является врачебное лечение.

1. Обязательный учёт у педиатра.

2. Хирургическая помощь.

3. Помощь ортодонта.

4. Ортопеда.

5. Стоматолога.

Операция по восстановлению губы (хейлопластика) проводится на второй недели жизни ребёнка, но не более чем в два месяца. Повторные операции проводят по косметическим показаниям в более позднем возрасте.

Операция по восстановлению твёрдого нёба (уранопластика) проводится в несколько этапов и является очень сложной. Сроки операции определяются соматическим состоянием ребё нка и характером расщелины:

1. Несквозная расщелина – 3-5 лет.

2. Сквозная расщелина – 6-7 лет.

3. Полная расщелина твёрдого нёба, односторонняя расщелина, 2сторонняя расщелина – 10-12 лет.

Возрастной срок определяется индивидуально. При этом обязательно учитывается:

- состояние зубочелюстной системы;

- характер расщелины;

- физическое состояние ребёнка;

- показания спирометрии;

- характер дефектов звуков (укрепление артикуляционного аппарата).

Публикации по теме:

Структура образовательного процесса соответствии с ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково муниципального образования.

Компонентная структура познавательных интересов Проблемы в развитии познавательных интересов: • в современных образовательных программах недостаточно точно и часто формально представлены.

Конспект индивидуального логопедического занятия при ринолалии в дооперационный этап Тема: Артикуляция звуков Ш и Ж. Цели: 1. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков через комплекс артикуляционных упражнений.

Конспект совместной деятельности с детьми со сложной структурой дефекта и их родителями «Книжка-Малышка» Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями «Книжка-Малышка» Цель: - Формировать у родителей и детей интерес к совместной.

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей со сложной структурой дефекта «Кормушки для птиц» Конспект занятия. Тема: Кормушки для птиц. Коррекционно – образовательные цели: Формирование представлений о птицах, их внешнем виде и образе.

Консультация «Современные методы и приёмы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся со сложной структурой дефекта» Л. С. Выготский писал: «Мы должны изучать не дефект, а ребёнка с тем или иным дефектом; поэтому целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии.

Настольная книга сопровождения супервизором педагогов групп сложного дефекта Работа супервизора предполагает разбор рабочих случаев возникающих в результате взаимодействия с коллективом, контингентом детей, их родителей,.

Сценарий мастер-класса для родителей и детей со сложной структурой дефекта. «Новогодние украшения своими руками»Сценарий мастер-класса для родителей и детей со сложной структурой дефекта. «Новогодние украшения своими руками» Сценарий мастер-класса для родителей и детей со сложной структурой дефекта. «НОВЫЙ ГОД: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ» «Новогодние украшения.

Структура написания конспекта непосредственной образовательной деятельности Структура написания конспекта непосредственной образовательной деятельности 1. Тема НОД 2. Возрастная категория/ группа 4. Дата проведения.

Структура НОД с учетом ФГОС ДО 1. Мотивация (беседа, рассказ, проблемная ситуация, создающая мотивацию к деятельности и др.) Детям предлагается личностно-значимая ситуация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Структура речевого дефекта при ринолалии
Опубликовано: 4 мая 2016 в 19:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД