МААМ-картинки

Сущность и значение сказкотерапии для нравственного воспитания дошкольников

Татьяна Павлова
Сущность и значение сказкотерапии для нравственного воспитания дошкольников

Сущность и значение сказкотерапии для нравственного воспитания дошкольников

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса общественных деятелей, педагогов, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Публикация «Сущность и значение сказкотерапии для нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Педагогам дошкольных образовательных учреждений наряду с применением инновационных технологий необходимо использовать методику сказкотерапии. Сказкотерапия - это форма познания и лечения души.

Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности : добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым (достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы - это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности.

Сказка позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства. Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться».

Сказка обладает силой внушения. Чаще всего сказку рассказывают перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца-жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну эльфов. Это не что иное, как истории превращения ребенка во взрослого человека. Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Методика сказкотерапии базируется на одиннадцати видах сказок :

художественных;

народных;

дидактических;

страшных;

волшебных;

бытовых;

экологических;

авторских художественных;

медитативных;

психотерапевтических;

психокоррекционных.

К художественным относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, истории, записанные автором, и авторские истории. Именно их и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

Народные сказки - продукт устного народно - поэтического творчества. Основа таких сказок - это единство человека и природы. Народные сказки несут важные для нас идеи:

- окружающий нас мир - живой и в любой момент может заговорить с нами;

- ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь;

- разделение добра и зла, победа добра - самое ценное дается только через испытание, а то, что далось легко, даром, может быстро уйти;

- вокруг нас большое число помощников, но они приходят на помощь лишь в том случае, когда мы уже не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом цифры, буквы, звуки одушевляются, и создается сказочный образ мира, в котором они все живут. Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Страшные сказки - сказки про нечистую силу : ведьму, леших, водяных, оборотней. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Благодаря волшебным сказкам постигается мудрость жизни.

Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Экологические сказки - сказки, в которые внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию.

Авторские художественные сказки более трепетны и образны, чем народные. Именно они рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания оптимальных моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Поэтому отличительной особенностью таких сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Подобные сказки необходимы детям из неблагополучных семей, в которых дети испытывают недостаток эмоционального принятия и поддержки.

Психотерапевтические сказки – это сказки, врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающих увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют привычный счастливый конец, но всегда глубоки по смыслу и проникновенны. В них рассказывается о проблемах человека.

Психокоррекционные сказки создаются для осторожного влияния на поведение ребенка (под коррекцией понимаются замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку происходящего).

Все перечисленные виды сказок могут быть поданы детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Основная идея сказкотерапии – показать жизненные ценности, которые несут в себе сказки.

Публикации по теме:

Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с дошкольниками В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса общественных деятелей, педагогов, просто людей неравнодушных к судьбе наших детей,.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и значение сказкотерапии для нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 21:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД