Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры»

Тамара Приходько
Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры»

Игровые цели:

Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; формировать умение распределять на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; учить пользоваться предметами-заменителями, моделировать ролевой диалог.

Воспитательно-образовательные и развивающие задачи:

Закрепить представления о том, где и как живут коренные жители тундры.

Развивать воображение детей, память, речь. Формировать интерес к совместным играм.

Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера.

Материал к игре:

Чум – шесты, ткань; кукла в национальной одежде; детские костюмы – ягушка, малица; взрослый костюм – малица; посуда; ветки, две корзинки для сбора ягод и грибов; бусины красного цвета; ткань зелёного цвета – болото; искусственные ёлки; грибы, две «удочки»; ткань синего цвета – река; рыбки-игрушки; два ведёрка; строительный материал – деревянные кирпичики, кубики; вёсла; игрушки олени; два обруча; ягель; шкуры животных; кисы.

Словарь:

Ненцы, ханты, ань-торова, лакомбой, чум «мя», малица, ягушка, кисы.

Предварительная работа:

Чтение детской художественной литературы о тундре, о жизни коренных народов Севера; рассматривание иллюстраций «Жители тундры», гербария «Растения нашего края» с последующим обсуждением; разучивание национальных подвижных игр; заучивание наизусть стихотворений о родном крае; изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли:

Дедушка, бабушка, папа, мама, внук, внучка, сын, дочь.

Ход игры:

Под музыку в национальном костюме входит воспитатель.

1. Беседа с детьми.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на меня, на мне национальный костюм. Кто догадался, какой национальности принадлежит этот костюм?

Дети: -Это национальный костюм народов севера – ненцев, хантов.

Воспитатель:- Поприветствуйте меня по-ненецки.

Дети:-Ань-торова.

Воспитатель: -Я не случайно сегодня в национальном костюме, сегодня мы с вами отправимся в путешествие! А какое? Вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём!

Дети рассматривают карту, воспитатель обращает внимание на полуостров Ямал.

Воспитатель: - Мы отправимся в гости к северным народам – хантам, ненцам. А где же они живут?

Дети:- Ханты и ненцы живут в тундре.

Воспитатель:- Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит домом для хантов, ненцев?

Дети:- Они живут в чумах.

Воспитатель: - А как по-ненецки чум?

Дети: - «Мя».

Воспитатель: - Из чего состоит чум?

Дети: - Чум состоит из шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается шкурами оленей.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети:- Они часто переезжают с места на место, в поисках пищи для своих оленей. Чум легко, быстро разобрать и собрать.

Воспитатель: - Ребята, а кто живёт в чуме?

Дети:- Семья: папа, мама, дети, ещё могут жить бабушка и дедушка.

Воспитатель: - Женщины занимаются хозяйством, это как?

Дети: - Хозяйка варит еду, собирает чум, убирает в чуме, смотрит за детьми, занимается рукоделием, выделывает шкуры, шьёт одежду для всех членов семьи, собирает ягоды и грибы.

Воспитатель: - У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Дети:- Пасёт оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Воспитатель: - Вот мы с вами вспомнили, где живут ненцы, и чем они занимаются. Пора в путь.

- Ой, а как мы отправимся в тундру?

Тундра – суровый край, даже осенью там уже очень холодно. Как же нам быть? Что делать (Варианты детей)

-Как уберечься от холода?

Дети:- Нужно одеться теплее.

Воспитатель: - А что носят жители тундры? Почему они не мёрзнут в самую морозную зиму?

Дети: - Одежда сшита из шкур оленей – очень теплая. Малицу носят мужчины, ягушку – женщины.

Воспитатель: - А в чём отличие?

Дети:- Малица – мужская одежда с капюшоном, ягушка – женская одежда без капюшона.

2. Распределение ролей.

В случае, если дети затрудняются в выборе ролей, воспитатель помогает.

Воспитатель: - Я знаю, что любимое блюдо ненцев – рыба. И я приготовила рыбу, с помощью которой мы распределим роли.

Дети вытягивают рыбу, распределяют роли: дед, бабушка, папа, мама, дети.

Ребята надевают национальную одежду, выходят на игровую площадку.

3. Примерные игровые действия.

• Сбор чума, обустройство;

• Выпас оленей;

• Охота на дичь, пушных зверей;

• Выделка шкур;

• Приготовление пищи;

• Постройка лодки, рыбалка;

• Засол рыбы, сушка;

• Сбор ягод, просушка;

• Сбор грибов;

• Национальные развлечения.

Женщины: дочки, бабушка; мама-работница чума (строят чум, готовят еду, собирают ягоды и грибы, выделывают шкуры).

Мужчины: сыновья, дед, папа-оленевод, охотник, рыбак (пасут оленей, строят лодку, ловят рыбу, собирают хворост, играют в национальные подвижные игры).

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарники» для детей подготовительной группыСюжетно-ролевая игра «Юные пожарники» для детей подготовительной группы Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарники» Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности. Задачи: • Создавать.

Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста ЭТАПЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание.

Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «Я родом из тундры»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие работы детей ко Дню дошкольного работника!
Творческие работы детей ко дню дошкольного работника! Дорогие коллеги! Скоро наш профессиональный праздник – день дошкольного работника! К этому дню наш...
«Жостовские подносы». Мои впечатления о посещении Музея подносов.
Жостовская фабрика декоративной росписи - самая известная в России по производству лаковых художественных подносов. В первой публикации о поездке в...
Консультация для педагогов на тему: Игровая песочная терапия в детском саду
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам как...
Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника...
В рамках проекта "Я, моя семья, мой город, моя страна" я познакомила воспитанников с творчеством некоторых известных писателей и художников, наших...
День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет).
14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям ( законным...