Сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования

светлана васильева
Сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования

Основной вид деятельности детей дошкольного

возраста-игра, в процессе которой развиваются

духовные и физические силы ребенка:

его внимание, память, воображение,

дисциплинированность, ловкость и т. д.

Кроме того, игра-это своеобразный,

свойственный дошкольному возрасту

способ усвоения общественного опыта

Д. В. Менджерицкая

Сюжетно- ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно- ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что,веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игроваой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире.

Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности- ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизведя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Сюжетно- ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет- главный компонент сюжетно- ролевой игры, без него нет самой сюжетно- ролевой игры. Д. Б. Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу деятельности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия- одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, но Д. Б. Эльконин описывает закономерность в их развитии. Здесь можно говорить, по крайней мере, о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно- политическими. Такую последовательность ученый связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во всё более глубокое содержание жизни взрослых.

Цель и задача при организации игры детей на шестом году жизни, это при смене ролей находить для каждой из них свой внешний облик, свой характер переживаний, свою стратегию поведения. Для ребенка, который имеет свою тенденцию к вживанию в свою роль, наполненную её собственными эмоциями, это непросто. Смена ролей не позволяет ребенку обстоятельно вжиться в эту роль, эмоционально погрузиться в неё, считать её своей. Это приводит к вытеснению эгоистических интересов и собственных переживаний ребенка. Роль становиться более условной. Изменяется не сам характер переживаний, которые становятся менее эмоционально насыщенными, более ориентированными на ролевое взаимодействие и отношение к партнеру. Таким образом, в центре игры со сменой ролей -ориентировка не на вживание в свою роль, а на своеобразие каждой на разыгрываемых ролей (ребенком устанавливаются отношения «Моя роль- система моих возможных ролей»).

Для ребенка на шестом году жизни, на первый план выдвигается смена ролей и своеобразие каждой исполняемой роли. Дети сначала меняют роли в разных играх, а потом в одной игре. Основная задача взрослого на этом этапе преодоления эгоцентризма- перенести смысловой акцент игры на смену ролей, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Для этого нужно ориентировать ребенка:

1) на своеобразие каждой роли, которую он берет в игре;

2) на изменение ролевых отношений.

Задачи воспитателя это:

-развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

-развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, их литературных произведений, во время просмотра телепередач;

-учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

-учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

-развивать умение использовать предметы- заместители.

Совместно с родителями я оборудовала игровую среду. Для игры «Магазин» были связаны хлебобулочные изделия и тортик; для игры «Путешествие» изготовили ширму, руль и штурвал, который можно преобразовать в разные виды транспорта, сшили чехлы для автомобиля и корабля, так же для игры на столе «Дорожное движение», дороги из ткани. Мы с детьми сами изготавливали атрибуты к играм: лепили из соленого теста колбасные, мучные и мясные изделия, из бросового материала обклеивали коробочки для игры «Больница», макеты домов и знаков для игры «Дорожное движение».

Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластмассовые лотки и картонные коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, машина на коробке с атрибутами для игры «Дорожное движение»; красный крест на коробке с «Больницей» или «Аптекой»;изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.  д.)

Однако, для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом, необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью, мы читаем много художественной литературы, беседуем о просмотренных фильмах, проводим экскурсии, приглашаем родителей в группу для ознакомления с их профессиями, проводим специальную организованную образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим и т. д.

В сюжетно- ролевые игры я включила элементы опытно- исследовательской деятельности для развития устойчивого интереса, любознательности, творческого воображения, более глубоких впечатлений. В сюжетно- ролевой игре «День рожденья» мы проводили опыты с водой, определяли её свойства6 запах, вкус, форма, меняет цвет, растворяет некоторые вещества. В предварительной работе к игре «Путешествие на корабле» мы с детьми решили проблемную ситуацию «Почему корабль не тонет?»» провели ряд опытов:»Пресная-соленая вода», «Тонет-не тонет». Перед тем как организовать игру «Путешествие по пустыне», мы выяснили «Почему верблюду легче передвигаться по песку, чем человеку?», «Зачем верблюду горб?». В сюжетно- ролевой игре «На острове сокровищ» детям была предложена карта, где условными обозначениями были выделены леса, горы, водопад, водоемы и в процессе игры провели опыт «Извержение вулкана».

Для изготовления игры «Семья», из приобретенного деревянного конструктора дети самостоятельно сконструировали мебель. В игре «Дорожное движение дети самостоятельно моделируют макеты дорог в зависимости от сюжета.

Заключение

Игра, несомненно является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовиться к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра вступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств и способствует развитию интегративных качеств: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, откликается на эмоции близких людей и друзей, способен изменить стиль общения со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели; ребенок имеет представления о себе и о семье, о мире; у него сформированы навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Таким образом, в результате проведенной мной работы у детей на 15 % повысился высокий уровень игровой деятельности. Дети охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно- ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, блее общительны. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу стали проявлять и малоактивные дети.

Желаю Вам полюбить игру,

и тогда дошкольное детство Ваших воспитанников наполнится радостью и счастьем!

Публикации по теме:

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста.Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. .

Маркеры игрового пространстваМаркеры игрового пространства Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования
Опубликовано: 22 мая 2013 в 22:21
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....