Лучший педагог года

Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи

Наталья Попова
Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи

МБДОУ№47 (корпус 1)

"Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной выразительности"

Попова Н. В.

воспитатель

1 кв. категория

Ковров, 2017

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Публикация «Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи» размещена в разделах

В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на необходимость:

- развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.

Таким образом, актуальность данной темы определяется:

1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества.

2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе.

3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью.

Я полагаю, что использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

И поэтому для того, чтобы реализовать цель моей работы: развитие интонационной выразительности речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности, я ставлю перед собой следующие задачи:

-создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности;

-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как дошкольный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии. Более сложно сформировать выразительность произвольную.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. Формировать произвольную выразительность нам помогает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников – специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники оценивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

Классификация театрализованных игр :

Автор

Основание классификации

Виды игр

Л. С. Фурмина

Специфика действующего лица

Предметные: настольный театр (театр игрушки, плоскостной театр, театр на ширме (с объемным материалом – перчаточные куклы и плоскостным материалом – фигурки на пальчиках, теневой театр).

Непредметные: драматизация.

Н. А. Реуцкая

Художественное оформление

Игры – драматизации.

Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей).

Фланелаграф.

Теневой театр.

Бибабо.

Л. В. Артемьева

Средства изображения

Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе.

Игры – драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо).

С. Л. Новоселова

Категория инициативы, исходящая от объекта игры

Игры, возникающие по инициативе самих детей.

По инициативе взрослого.

Народные игры, идущие от исторических традиций.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры

– имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.

Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

-от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли;

-от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре – драматизации.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умения взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не сориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Роль педагога в организации и проведении театральных игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоции, переживания, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Первым и одним из главных педагогических условий по развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх выступает педагогическое мастерство воспитателя, которое включает в себя наличие следующих компонентов:

- педагогическое умение организовывать данный вид деятельности; умение создавать атмосферу сотворчества,

- умение предусмотреть и предупредить возможные затруднения при организации и проведении театрализованных игр;

- владение мимикой, пантомимой, жестами, выразительностью речи;

- активизировать интерес к театрализованной деятельности, побуждая детей.

- создавать проблемные ситуации, решение которых способствует созданию наиболее выразительных образов детьми, стимулируя детское творчество, использовать уже имеющийся опыт театрализованной деятельности детей, и их интерес к ней;

- педагог должен обладать умением отобрать и предложить для драматизации произведения, соответствующие жизненному опыту детей, их возрастным особенностям;

- умение изготовлять атрибуты для театрализованных игр детей;

- умение включаться в театрализованную деятельность детей;

- способность к рефлективному наблюдению театрально – художественной деятельности детей и умение анализировать уровень ее развития.

Другим педагогическим условием развития интонационной выразительности речи дошкольников в играх – драматизациях является готовность ребенка к роли актера, которая целенаправленно формирует педагогом:

- воспитатель побуждает ребенка обдумывать тему игры и способы осуществления замысла;

- при наличии интересной цели дети учатся обдумывать предстоящую игру – драматизацию, хотя бы в самых общих чертах намечать развитие сюжета, подготавливать нужный материал;

- эмоциональное восприятие детьми литературно – художественных образов, глубокое понимание идеи произведения посредством возбуждения у них интереса к теме предстоящей игры;

- совместные усилия детей, направленные на достижение этой цели, объединяют их в дружный, спаянный коллектив, помогают воспитанию ответственности, приучают считаться с товарищами.

- развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Таким образом, полноценное участие детей в театрализованных играх требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной деятельности я начинаю с детьми 4-го года жизни. Во 2-й младшей группе начинаю формировать у детей простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовать художественно - образные умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

На всех этапах работы я использую следующие методы формирования выразительности речи :

1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Также использую следующие приемы формирования выразительности речи : речевой образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение (практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое); указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяю следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано); упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки); упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц).

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены сказки «Репка», «Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».

Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Для формирования интонационной выразительности речи использую специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.

На данный момент мои дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

Рекомендации для педагогов:

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Поэтому работу в этом направлении целесообразно начинать с младших групп. Она заключается в следующем:

- побуждать детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”).

-учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).

-учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

- учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией,

- развивать речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного,

-учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

-продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” и др. ,

-закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, и др.)

-закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

-закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”).

-развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”).

-продолжается развитие монологической и диалогической речи : постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”)

-продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

• единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

• насыщении этой деятельности интересным и эмоционально - значимым для детей содержанием;

• постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

• наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

• совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей)

Список источников:

https://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/oktyabr/no-1314-razvitie-intonacionnoy-vyrazitelnosti-rechi-u-doshkolnikov-v-processe-teatralnoy-deyatelnosti/

https://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-formirovanija-vyrazitelnoi-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://mypresentation.ru/presentation/teatralizovannaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-intonacionnoj-vyrazitelnosti-rechi-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

https://www.myshared.ru/slide/1276987

https://infourok.ru/prezentaciya-teatralizovannie-igri-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-756222.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_m8dma.pptx | 6413,86 Кб
 
Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и.

Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят.

Консультация «Нетрадиционные материалы в работе с детьми как средство художественной выразительности детей» Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Дошкольное детство.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Нетрадиционная техника аппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возрастаНетрадиционная техника аппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционной техники аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение методами.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Театрально-игровая технология как средство развития дошкольника Театрально-игровая технология как средство развития дошкольника. По мнению современных ученых (Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Б. М. Теплов,.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи
Опубликовано: 21 января 2019 в 22:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД