Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации

Замашкина Алевтина
Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации

Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Замашкина А. Е., инструктор по ФИЗО,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Калинка» детский сад № 442 г. Н. Новгород

Аннотация: в данной статье рассмотрены технологии физического воспитания в системе дошкольного образования. Авторами обозначены пути применения здоровьесберегающих технологий для физической готовности к обучению в школе и выработку у ребенка жизненно необходимых двигательных умений и навыков и развитие физических способностей.

Ключевые слова: технологии, дошкольное образование, дезадаптация, преемственность.

Technologies of physical training in preschool educational institutions as means of overcoming of school disadaptation

Reutov O.V., senior teacher,

Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin

Zamashkina A.E., FIZO instructor,

Municipal budgetary preschool educational institution "Kalinka" kindergarten No. 442 of N. Novgorod

Kopylova E.A., student 4 courses of FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin"

Summary: in this article technologies of physical training in system of preschool education are considered. Authors have designated ways of application of health saving technologies for physical readiness for training at school and development at the child of vital motive skills and development of physical abilities.

Keywords: technologies, preschool education, disadaptation, continuity.

Система дошкольного образования – начальная ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития [1].

Переломным моментом в жизни дошкольника является поступление ребенка в школу. Успешность адаптации ребенка к условиям образования в школе определяется уровнем его физической, интеллектуальной, психической и социальной готовности к обучению в школе.

Формирование физической готовности к обучению в школе включает в себя выработку у ребенка жизненно необходимых двигательных умений и навыков и развитие физических способностей.

Формирование психической готовности к обучению в школе включает в себя выработку у ребенка навыков самоконтроля, усидчивости.

Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает развитие у ребенка психических процессов (памяти, мышления, воображения, а также формирования потребности в получении знаний.

Формирование социальной готовности к обучению в школе предполагает развитие у ребенка коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и выстраивать отношения со сверстниками и учителями[1].

Для большей части детей начало обучения в школе представляет собой, во многих отношениях, стрессовую ситуацию. Школа предъявляет новые усложненные требования, связанные с овладением ребенком новой ролью, изменением его социального окружения, а главное переход от игровой деятельности к учебной. Повышается умственная, эмоциональная и физическая нагрузка ребенка. Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация – это социольно-педагогический процесс отклонений в развитии способности ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т. е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром[3].

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и дошкольными группами, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Через действие начинается понимание.

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Как свидетельствуют научные данные, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый. Недостаточная сформированность интегративных качеств личности ребёнка, связанных с охраной и укреплением здоровья также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Возникает необходимость организовать физкультурно-оздоровительную деятельность таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать педагога, родителей и ребёнка как субъектов образовательного процесса на постоянное физическое совершенствование.

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования. Основа всех качеств закладывается в детстве.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать [2].

В понятие педагогической технологии входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного процесса, технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога, диагностика).

Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М. Я. Виленский, Т. В. Кружилина, А. М. Митяева, Т. Ф. Орехова, и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников (С. Г. Абольянина, Л. Н. Волошина, В. В. Душка, С. А. и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Педагогический коллектив МБДОУ «Калинка» детский сад №442 г. Нижнего Новгорода внедряет и реализует технологии, направленные на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечивает успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения, создает здоровьесберегающую, здоровьетворческую атмосферу в работе с детьми и родителями.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка педагогическим коллективом МБДОУ «Калинка» детский сад № 442 г. Н. Новгород разработан долгосрочный проект «Концепция формирования физической культуры ребенка - дошкольника», в рамках которого намечен и систематически реализуется комплекс физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, определены цели и задачи физкультурно-оздоровительной деятельности.

Данный проект реализуется на основе заложенных в Федеральном законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и модели выпускника детского сада (целевые ориентиры, согласно которой выпускник имеет высокий уровень физического, образовательного, нравственного, коммуникативного, гражданского развития, обладает богатым интеллектуально - творческим потенциалом.

В достижении поставленных целей педагогам помогает созданная учреждением система физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие элементы:

1. Создание условий для двигательной активности. В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. Имеется физкультурный зал с необходимым спортивным инвентарём. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

В группах оборудованы физкультурные уголки, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

2. Режим двигательной активности и психологического комфорта. В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному и спортивно-массовому направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности: основные формы (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом, рекреационные формы (туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья) и нетрадиционных форм (закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол – гимнастики и т. п.).

3. Организация рационального питания. В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.

4. Мониторинг.

Инструктором по физической культуре два раза в год оценивается уровень физического развития и физической подготовленности детей. На каждого ребенка, начиная с раннего возраста до подготовительной к школе группы, заведены паспорта здоровья, где оценивается физическое развитие, уровень физической подготовленности детей, рекомендации специалистов ДОУ. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей. Педагоги ДОУ проводят мониторинг интегративных качеств, умений и навыков детей по всем образовательным областям общеобразовательной программы.

5. Система работы по формированию здорового образа жизни.

В организованной образовательной деятельности педагоги проводят беседы с детьми на тему: «Если хочешь быть здоров», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья» и др. Воспитатели в своей работе используют игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации, опыты, викторины, через которые знакомят детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Воспитателями и специалистами ДОУ организуются тематические досуги с детьми и родителями «За здоровьем всей семьёй», «В гостях у Айболита» и др.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников.

В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы - это информационные вестники, беседы, семинары-практикумы, тематические родительские собрания по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития и т. д.

В каждой группе имеется информационный стенд, где родителям предоставляется возможность получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике, об оказании первой медицинской помощи и многое другое.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Литература

1. Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях//«Вестник Мининского университета» № 2 —2013 ISSN 2307–1281;

2. Стафеева А. В., Реутова О. В. Обоснование эффективности нетрадиционных средств и форм физической культуры и их влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;

3. Шепелева С. В. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей дошкольного возраста // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskaya-profilaktika-preddeviantnogo-povedeniya-u-detei-doshkolnogo-voz#ixzz3o9889R1s.

Публикации по теме:

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Понятие о здоровой личности ребенка дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе.

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: - Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Транспорт
  • Осень
Автор публикации:
Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации
Опубликовано: 19 октября 2017 в 08:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Советы для родителей «Зарядка для пальчиков»
Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны, то и уровень речи...
Фотоотчет «Экскурсия дошколят в школу»
Экскурсия дошколят в МБОУ СОШ №5 17 ноября 2017 года воспитанники подготовительной группы детского сала №2 "Малышок" посетили школу №5, которая в следующем...
Мастер-класс по изготовлению газеты ко Дню матери «Цветы для мамы» с детьми младшей...
Доброго дня суток, уважаемые коллеги! Очень скоро наступит День Матери! И мне очень хочется поздравить всех МАМОЧЕК с этим праздником! Мои малыши с...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес...
Конспект открытой игровой ситуации в первой младшей группе «Осени пришла пора, в лес шагает детвора» Цель: Развитие образного мышления и воображения,...
«С заботой о здоровье». Рецепт десерта от матушки Осени к празднику «День матери»
Приближается праздник «День Матери». К нему готовятся и взрослые, и дети. В детских садах и школах для любимых мам проводятся праздники, организуются...