Получи документы

Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР

Ирина Карабанова
Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР

Технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, является богатство его речи, поэтому мне, как учителю-логопеду, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей моих воспитанников.

Публикация «Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах

В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии :

- технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Игровые технологии : «Играя – развиваем – обучаем».

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Например, игры для обучения чтению, игры для развития лексико-грамматических компонентов речи, игры для формирования фонематических процессов.

- технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии Воскобовича направлены на развитие познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры, которые я широко использую в логопедической деятельности на индивидуальных и групповых занятиях: «Четырёхцветный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур - затейник» и «Шнур - малыш», «Геоконт», «Игровизоры», «Теремки». Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.

- технология ТРИЗ направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.

- мнемотехника (техника наглядного моделирования) – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Есть замечательная «Дополнительная программа развития связной речи» к программе «Детство» Олеси Игоревны Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой дошкольников». В этой программе ведё тся моделирование детских произведений: сказок, рассказов через условные обозначения.

- карты Проппа. В. Я. Пропп (фольклорист, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

- метод образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаё т детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?

- здоровьесберегающие технологии. В своей работе уделяю много внимания этой технологии. Широко использую на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях - массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания с использованием нестандартного оборудования. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как подготавливают речевой аппарат для правильного произношения звуков речи и требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Список использованной литературы:

1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-составитель О. А. Зажигина - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 96 с.

3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf

4. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детейм 5-7 лет). СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 314 с.

Публикации по теме:

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление.

Активизация речевого общения старших дошкольников «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное.

Диагностическая карта обследования речевого развития дошкольников 4–6 лет с ОНР При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С.

Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Антонова Марина Сергеевна Аннотация: В данной статье.

Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников выступление на педсовете Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников. Проблема развития речевого творчества.

Современные технологии речевого развития детей Развитие речи у детей – актуальная проблема, обусловленная значимостью связной речи дошкольников. Основной прием обучения – это использование.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС» «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения.

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров. В данное время, затрагивая.

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР
Опубликовано: 9 мая 2019 в 15:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД