Папки-передвижки

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского

Валентина Качалина
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___

Класс : ___3 «В»__

Предмет: литературное чтение

Тема: Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?

Место и роль урока в изучаемой теме : урок изучения нового материала. (из 3 уроков - № 1)

Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К, Г, Паустовского» размещена в разделах

Цель: создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, для формирования собственного суждения и высказывания по теме.

Задачи:

Предметные

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

• определять жанр литературного произведения, называть основную тему;

• характеризовать героев произведений;

• выявлять авторское отношение к герою.

Метапредметные:

Регулятивные

• принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

• произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

• уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Коммуникативные

• выражать свои мысли в устной речи;

• участвовать в учебном диалоге;

• принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Личностные

• формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений.

Дидактические средства:

для учителя: медиапроектор, выставка книг К. Г. Паустовского, средства ИКТ (презентация, аудиофрагмент сказки «Стальное колечко»

для обучающихся: учебник 2 часть «Литературное чтение» 3 класс В. Ю. Свиридова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова.

№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Наш урок мне хочется начать с пожелания. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами, улыбнитесь сердцем, мысленно пожелайте друг другу всего доброго. И я уверена, что всё будет у вас хорошо.

Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд 1)

-Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами, его читателям. (Слайд 1)

Рассказ о творчестве писателя.

(сообщение с презентацией - творческое домашнее задание) Личностные:

формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, средств Интернета

2 Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений - Какое произведение К. Г. Паустовского вы прочитали дома?

- Что вас взволновало, удивило, обрадовало?

Игра «Верно ли?»

- Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите «+», если высказывание неверное, вы ставите «-» .

- Что будете делать с неверными высказываниями?

1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. («-»)

2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. («-»)

3. На платформе девочка встретила двух бойцов. («+»)

4. Боец попросил подарить ему махорки. («-»)

5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. («+»)

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. («-»)

- Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

- У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем. Дети рассказывают о прочитанном.

Работа в парах

- Изменять высказывание так, чтобы оно стало верным.

1. Дед Кузьма и Варюша жили в деревне Моховое («+»)

2. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы («+»)

4. Боец попросил продать ему махорки. («+»)

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. («+»)

Самопроверка. Даются правильные ответы.

Регулятивные

принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

Коммуникативные

принимать участие в коллективном выполнении заданий.

3 Целеполагание, выявление проблемы - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?

- Ваши предположения?

- Итак, мнения разделились.

-В чём нам предстоит разобраться на уроке?

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

• Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

• Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

- Что нужно для того, чтобы выяснить жанр произведения?

Самые разные ответы детей, предположения.

- Определить жанр.

Работа со словарями.

- Хорошо знать содержание. Быть читателем вдумчивым, внимательным.

Понять точку зрения автора.

Коммуникативные

выражать свои мысли в устной речи;

Предметные

определять жанр литературного произведения

4 Решение учебной задачи, совместное исследование. Ну что, давайте скорее читать!

Героев нам надо поближе узнать.

В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,

Что мы прочитали: рассказ или сказку?

- При первичном знакомстве с произведением вам встретились незнакомые слова и выражения. Каким образом вы можете объяснить их значение?

- Для чего нам нужна такая работа?

Словарная работа. Определение значения слова

- Определите значение непонятных слов из первой части произведения.

С тесОвых крыш –тёс, махорка, платформа, сапёр, шинель.

Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

- Обратиться к словарю.

- Чтобы понять текст, осознать.

Работа в парах, поиск значения слов в толковых словарях. Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

уметь различать существенную и до-полнительную информацию, выделять главное.

Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

- Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ?

- Какие признаки рассказа вы можете выделить?

Слушают произведение

- На рассказ.

-Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои.

Чтение по ролям «Встреча с бойцами».

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов «На платформе сидели два бойца…»)

- Прочитаем эту часть текста по ролям. Вам нужно будет распределить роли в своей группе. Не забывайте правила работы в группе.

- Что значит читать выразительно?

- Обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Постарайтесь показать то при чтении.

- Какая задача поставлена перед вами?

Работа в группах, распределение ролей – 4 человека: автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.

- Соблюдать паузы, ударения

-Прочитать выразительно

Проверка Предметные

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

Коммуникативные

принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Физминутка Физминутка.

- Давайте немного отдохнём. Встаньте.

- Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

• Средний - здоровье

• безымянный - большущая радость

• указательный - увидишь весь мир

- Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклоны влево-вправо. Если на безымянный – ходьба на месте.

Хором по правой руке, а затем по левой.

- Расскажите о Варюше: как она себя ведёт, какой у неё характер, сколько ей лет?

- Нравится ли вам эта девочка?

- Как боец обращается к Варюше? Что необычного в этих обращениях?

-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах?

- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?

- Что вы можете сказать о поступке Варюши в этом сюжете? А бойца?

- За что солдат подарил девочке колечко?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? - Добрая, общительная, верит в сказку.

- «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»

- Сравнение, метафора.

Регулятивные

принимать учебную задачу;

произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

Предметные

характеризовать героев произведений;

выявлять авторское отношение к герою.

Познавательные

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

5 Итог урока - Какую задачу ставили в начале урока?

- Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ?

- К. Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете?

- О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? - И рассказ, и сказка.

- Рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.

О добре, заботе о близких.

6 Рефлексия

Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса Приём «Три М»

- Подумайте, какие три момента на уроке вам понравились и получились у вас лучше всего.

- Предложите действие, которое сможет улучшить вашу работу на следующем уроке.

Приём «Пятёрочка».

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

7 Домашнее задание

1. стр. 30-34 выразительное чтение, пересказ

2. Творческое задание: придумать продолжение

Про какой палец не сказал боец Варюше?

Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского. выбор домашнего задания

Список литературы

1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение : учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2012

2. Захарова В. В., Серова М. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Азъ, 1994.

4. Паустовский К. Стальное колечко. – М. : Советская Россия, 1977 – 24 с.

5. Единая коллекция ЦОР https://festival.1september.ru/articles/651864/

6. Единая коллекция ЦОР: https://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/Popova_VN/ou_Popova_VN.html

7. Единая коллекция ЦОР https://artcyclopedia.ru/letnij_vecher_okolica_1899-levitan_isaak_ilich.htm

8. Единая коллекция ЦОР https://yandex.ru/images

9. https://viki.rdf.ru/item/1352/download

10. paustovskiy.niv.ru

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе ФИО учителя: Дозморова Елена Александровна Тип урока: Комбинированный урок Учебник "Радужный английский" Тема урока: «В зоомагазине».

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Насколько больше или меньше» Технологическая карта урока Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока I. Организационный этап. Создание.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского
Опубликовано: 4 января 2017 в 19:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД