Папки-передвижки

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Вера Ермакова
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Публикация «Технология „Детский совет“ как важнейшая форма поддержки детской инициативы» размещена в разделах

Считается, что средствами внедрения технологии «Детский совет» (Л. Свирской) можно эффективно реализовать задачи включения детей в социальные ситуации взаимодействия и общения, так как данная технология предоставляет детям возможность быть активным в выборе собственного образования. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

1. Определение понятия технологии : «Детский совет»?

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

Задачи «Детского совета» :

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

На этапе внедрения в деятельность педагога в дошкольном учреждении важно рассмотреть технологию «Детский совет» как форму поддержки детской инициативы в общении и межличностном взаимодействии и углублённо проработать ряд аспектов.

Важный вопрос, который необходимо решить при внедрении данной технологии – это роль и позиция взрослого в «Детском совете». Взрослые всегда являются примером для детей, носителем культуры участия, взаимодействия. Как правило, дети стремятся к общению со взрослым, внимание со стороны взрослого вселяет уверенность, закрепляет опыт высказывания. В детском совете главная задача взрослого занять роль модератора. Модератор - специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов общения. Работа взрослого, как модератора детского совета, должна заключаться в том, чтобы не директивно обучить детей способам и правилам ведения разговора. Помочь детям следовать логике разговора, не навязывая собственного мнения, позволить детям занять свою позицию. Но в тоже время как полноправному партнёру взаимодействия уметь обозначить свое отношение к ситуации.

2. Способы внедрения технологии "Детский совет в ДОУ" :

Методы и приё мы обучения детей диалогу:

разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);

продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);

беседа на основе естественной ситуации (ситуативные беседы) (используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.).

Игры -фантазии, - цепочки - шутки закрепляют усвоенные детьми речевые навыки.

Приёмы взаимодействия с детьми воспитателя в роли модератора детского совета :

Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).

Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).

«Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).

Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Кроме модерирования нужно изучать и использовать при организации «Детского совета» приёмы иррадиирующего обучения как метода индивидуализации и признания различных интересов и мотивов детей.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в воспитании и обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки».

2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».

3 -действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Важными этапами здесь являются: выявление инициатив и образовательных запросов детей, мотивирование детей на поддержку идеи и совместное планирование.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо.

Одним из эффективных методов является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей.

Педагог помогает сформулировать, что хотят сделать дети, а дети самостоятельно фиксируют свой план.

Следующий значимый аспект «Детского совета» формирование у детей чувства ответственности за себя и за других. Развитие культуры участия предполагает, что у детей формируется готовность принимать на себя ответственность. Для этого педагогами реализуются различные подходы: предоставляют детям возможность шефства, волонтёрства, выполнения ответственных заданий.

Такие приёмы предполагают определение места «Детского совета» в распорядке дня и жизни группы. В отличие от идентичных по цели технологий, таких как «Утренний круг», «Рефлексивный круг» «Детский совет» может работать в течение всего дня пребывания детей в группе, а не концентрироваться на определённый период (утром и вечером).

Заключение

Технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Прикреплённые файлы:

detskii-sovet_b0udp.pptx | 1631,83 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 11:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД