МААМ-картинки

Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста

Ульяна Кежаева
Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста

Цель:Развивать разные виды памятиудетей (слуховая, зрительная,ассоциативная, фотографическая)иуправлять своей памятью,увеличиваяобъем, используя приёмы мнемотехники

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи

.2. Расширятьиобогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символывобразы (перекодировка информации).

4. Разв иватьудетей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Публикация «Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Способствовать формированию развитияудетей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

6. Развивать речемыслительную деятельность детей, облегчать запоминание и увеличивать объем памяти.

Пояснительная записка

К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребёнка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания обокружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказыпокартинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и они их усвоит на лету». Актуальность мнемотехникидлядошкольников обусловлена тем, что как развэтом возрастеудетей преобладает зрительно-образ ная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предметилиявление попаливполе зрения ребёнка. Еслиже он будет пытаться выучитьизапомнить то, чтонеподкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное,тонауспех рассчитыватьнестоит. Мнемотехникадлядошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышлениеивоображение,повысить внимательность. Более того, приёмы мнемотехникиврезультате грамотной работы воспитателя приводяткобогащениюсловарногозапасаиформированию связной речи. Так как наглядный материалудошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее восприниматьиперерабатывать зрительную информацию. Дошкольное детство— особый периодвразвитии личности. Вэтот период памятьпоскорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Этапы работысмнемотаблицей.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Р ассматривание таблицыиразбор того,чтонаней изображено.

3. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразованиеизабстрактных символоввобразы.

4. составление рассказасопоройнасимволы таблицы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Где можно использовать мнемосхемы?.

Как алгоритм культурно-гигиенических навыков

.•Обогащение словарного запаса.

•Обучение пересказу.

•Составление рассказов.

•Разучивание стихотворений, скороговорок,песен

.•Отгадывание загадок.

Мониторинг изучения памяти ребёнка.

Методика состоитизтрёх групп заданий:

1 группа — заданиянаизучение слуховой памяти(3задания)

2 группа — заданиянаизучение зрительной памяти (7 заданий)

3 группа — заданиянаизучен ие опосредованного запоминания. (4 задания)

Содержание заданий

Задание 1. «Запомни слова» Цель: исследование слуховой памяти. Оборудование: набор о дносложных слов, тематически связанных между собой (лиса,слон, волк, жираф, тигр, заяц, медведь, белка).Процедура обследования:Ребёнку медленно,синтерваломв1–2 секундыпредъявляются слова. Допредъявления слов даётся установка: «Я буду говоритьтебе слова,аты слу шайихвнимательноипостарайся запомнить». После предъявления слов даётся инструкция: «Повтори слова, которые запомнил,влюбом порядке». Оценка выполнения задания:0 — невоспроизвёлниодного слова,1 — воспроизвёл 1-3 словаспомощьювзрослого,

2 — воспроизвёл 3-6 слова самостоятельно,3 — воспроизвёл 6-8 слова самостоятельно,

Задание 2. «Повтори цифры» Цель: исследование объёма кратковременной слуховой памяти. Оборудование: 2 группы цифрОсновные рядыДубль-ряды932479386154158568524623935961Процедура обследования:Ребёнкунеспеша,синтерваломв 1 секунду между цифрами, зачитываются цифрыизосновного ряда. Допредъявления цифр даётся установка: «Сейчасябуду называтьтебе цифры, постарайся запомнитьихиповторитьвтомже порядке». Далее экспериментатор последовательно зачитываетребёнку сверху вниз ряд цифр. Даётся инструкция: «Повтори». Если ребёнок отвечает правильно,топереходиткследующей строке основного ряда. Если ребёнокнесправляется,тозачитываются цифры этойже строкииздубль-ряда. Еслиребёнокнеможет повторитьиэтот набор цифр,тоисследование заканчивается. Оценка выполнения задания:0 — невоспроизвёлниодной цифры,1 — воспроизвёл 1-2 цифру,2 — воспроизвёл 3-4 цифры,3 — воспроизвёл 5 цифр.

Задание 3. «Повтори слова» Цель: исследование объёма кратковременной слуховой памяти. Оборудование: 2 группы односложных знакомых словОсновные рядыДубль-рядыЛесрозахлеб окножук шубастул вода братлуч мост зонтконь гриб игла мёдкит усы окно ёжтень волк шар дым кругхлеб река рот конь столПроцедура обследования:Ребёнкунеспеша,синтер валомв 1 секунду, зачитываются словаизосновного ряда. Допредъявления слов даётсяустановка: «Сей часябуду говорить тебе слова, постарайсяихзапомнитьиповторитьвтомже порядке». Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребёнку сверху внизряд слов. Даётся инструкция: «Повтори». Если ребёнок отв ечает правильно,топереходиткследующей строке основного ряда. Если ребёнокнесправляется,тозачитываются слова этойже строкииздубль-ряда. Если ребёнокнеможет повторитьиэтот набор слов,тоисследованиезаканчивается. Оценка выполнения задания:0 — невоспроизвёлниодного слова,1 — воспроизвёл 1-2 слова,2 — воспроизвёл 3-4 слова,3 — воспроизвёл 5 слов.

Задание 4. «Воспроизведение рассказов» Цель: исследование пониманияизапоминания текстов. Оборудование: напечатанные тексты небольших рассказов раз личной трудности. Процедура обследования:Ребёнку зачитывается текст. Допредъявления рассказа даётся установка: «Сейчасятебе прочитаю рассказ,аты внимательно послушайипостарайся запомнить». После предъявления рассказа ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Перескажи рассказ, которыйятебесейчас прочитала». Рассказ пр едъявляетсядо 3-х раз. Оценка выполнения задания:0 — несмог пересказать,1 — пересказалспомощью взрослого (по наводящимвопросам)с 3-го предъявления,2 — пересказалс 2-го предъявления,3 — пересказалс 1-го предъявления. Задание

5. «Воспроизведениестихотворений» Цель: исследование запоминания стихотворных текстов. Оборудование: напечатанные текстынебольших стихотворений различной трудностиПроцедура обследования:Ребёнку зачитываетсястихотворение. Допредъявления стихотворения даётся уст ановка: «Сейчасяпрочитаю тебе стихотворение,аты внимательно послушайипостарайся его запомнить». После предъявления стихотворения ребёнку предлагаютследующую инструкцию: «Расскажи стихотворение, котороеятебе сейчас прочитала». Стихотворение предъявляетсядо 3-х раз. Оценка выполнения задания:0 — несмог рассказать,1 — рассказалспомощью взрослого после 3-го предъявления2 — рассказалс 2-го предъявления самостоятельно,3 — рассказалс 1-го предъявления самостоятельно

.Задание 6. «Десять картинок» Цель: и зучение кратковременной зрительной памяти. Оборудование: 10 картиноксизображением знакомых предметовПроцедура обследования:Ребёнкупоочереди предъявляются 10 картинок. Время демонстрации картинки 3 секунды. Допредъявления картинок даётся установка: «Внимательно посмотринакартинки, которыеябуду показыватьипостар айся запомнить, чтонаних нарисовано». После предъявления картинок даётся инструкция: «Назови, какие п редметы ты виделнакартинках». Оценка выполнения задания:0 — неназвалниодного предмета,1 — назвал 1-3 предметов,2 — назвал 4-7 предметов,3 — назвал 7-10 предметов.

Задание 7. «Запомни фигуры» Цель: изучение объёма кратковременной зрительной памяти. Оборудование: 2 карточки,наоднойизкоторых нарисовано 4 геометрических фигуры,надругой — 9 фигурПроцедура обследования:Ребёнку предъявляетсяна 30 секунд карточкас 4-мяфигурами. Допредъявления карточки даётся установка: «Я покажу тебе картинку,накоторой нарисованы 4 фигуры. Постарайся запомнить эти фигуры». После предъявленияпер вой карточки даётся инструкция: «Покажинаэтой картинке (предъявляется вторая карточка) только те фигуры, которые ты виделнапервой картинке».

Оценка выполнения задания:0 — неузналниодной фигуры,1 — узнал хотябы одну фигуруспомощью взрослого,2 — узнал 1-2 фигуру самостоятельно,3 — узнал 2-4 фигуры самостоятельно.

Задание 8. «Положи картинки также» Цель: изучение особенностей зрительной памяти. Оборудование:тринабора карточекснарисованными знакомыми ребёнку предметами. 1 набор — 4 карточки (ложка,морковь, машина, воздушные шарики,2 набор — 5 карточек (вертолёт, груша, топор, лейка, тигр,3 набор — 6 карточек (белка, стакан, шляпа, пила, книга, роза).Размеркарточек 6х8 смПроцедура обследования:Ребёнку предъявляют 4 карточкина 20 секунд. Допредъявления карточек даётся инструкция: «Сейчасяпокажутебе картинки. Внимательно посмотриизапомни как они расположены». После предъявления карточки убираютиребёнку предлагают следующуюинструкцию: «Возьми картинкииположиихтак, как он и лежаливсамом начале». Аналогичная процедура обследования проводитсяс 5 и 6 карточками. Оценка выполнения задания:0 — несмог справитьсясзаданием,1 — выложил правильно 1-3 карточки,2 — выложил правильно 3-4карточки,3 — выложил правильно 5-6 карто чек.

Задание 9. «Нарисуй так же» Цель: изучение объёма кратковременной зрительной памяти. Оборудование: две карточки,наоднойизкоторых нарисована таблицас 4-мя фигурами,навторой — только таблица. Процедура обследования:Ребёнкуна 30секунд предъявляется карточка,накоторой нарисована таблицасфиг урами. Допредъявления карточки даётся установка: «Я по кажу тебе картинку,накоторой нарисованы фигуры, каждаявсвоём домике. Постарайся запомнить этифигуры,игде они нарисованы». После предъявления первой карточки даётся инструкция: «Нарисуйнаэтой картинке (ребёнку предъявляется вторая карточка) фигуры так, как они были нарисованынакартинке, которуюятебе показывала, каждуювсвоём домике». Оценка выполнения задания:0 — неузналиненарисовалниодной фигуры,1 — узналинарисовал хотябы одну фигуруспомощью взрослого,2 — узналинарисовал 1-2 фигурысамостоятельно,3 — узналинарисовал 3-4 фигуры самостоятельно

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2020 в 11:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД