Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника

Елена Рыжкина
Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника

В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду при чтении специально подобранной художественной литературы (на занятиях и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный период.

Принципиальным является тезис: на развитие ребенка - дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.

Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие проводить книгу через весь образовательный процесс.

Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу - это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дошкольники достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Чтение художественной литературы в условиях целостного образовательного процесса создает у детей дошкольного возраста интерес к родному языку и способствует творческому отношению речи. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом и взаимосвязан с умственным, познавательным и интеллектуальным развитием. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Художественная литература является универсальным развивающе- образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую и интеллектуальную среду.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 19:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего...
из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу отдыха...
Экологическая тропа ДОУ. (Приобщение детей к экологической культуре).
Природа- это лучшая из книг. написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. ( Гарин-Михайловский) Приобщение детей дошкольного возраста...
Фотоотчет — «Права человека — глазами ребенка»
21. 12. 2016 у нас в Домодедове был издан приказ - О проведении муниципального этапа областного конкурса творческих работ обучающихся «Права человека –...
Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»
Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И...
Мастер-класс «Весёлая карандашница»
"Весёлая карандашница"-мастер класс Все дети очень любят рисовать-это ни для кого не секрет, но не все детки различают даже основные цвета. Я решила...