Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника

Елена Рыжкина
Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника

В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду при чтении специально подобранной художественной литературы (на занятиях и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный период.

Принципиальным является тезис: на развитие ребенка - дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.

Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие проводить книгу через весь образовательный процесс.

Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу - это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дошкольники достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Чтение художественной литературы в условиях целостного образовательного процесса создает у детей дошкольного возраста интерес к родному языку и способствует творческому отношению речи. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом и взаимосвязан с умственным, познавательным и интеллектуальным развитием. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Художественная литература является универсальным развивающе- образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую и интеллектуальную среду.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 19:59
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подсолнух».
Вот и заканчивается зима и скоро прекрасный женский праздник 8 Марта! В этот день женщин осыпают поздравлениями , цветами, улыбками их близкие и конечно...
«Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольника»
Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ...
Фотоотчёт. «Сретение Господне». Духовно-нравственная работа в детском саду
Духовно - нравственная работа в детском саду «Оброчинский детский сад №2». «Сретение Господне» Церковь празднует сегодня Праздник Сретения Господня,...
Мастер-класс «Книжка-Малышка»
Доброго часа гости моего блога. Представляю вашему вниманию мастер –класс по изготовлению книжки-малышки. Я выбрала тему «Дорожная безопасность», так как...
Сценарий развлечения для детей и родителей, посвящённое Дню защитника Отечества, для...
Добрый вечер, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения для детей и родителей, посвящённое Дню защитника отечества, для детей средней...