Папки-передвижки

Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)

Наталья Волкова
Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)

Тема: Я среди людей Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)

Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.

Задачи:

Образовательная:

• знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

Развивающая:

Публикация «Конспект занятия по основам туризма „Я и мое имя“ (старшая группа)» размещена в разделах

• развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; формировать представление о правах детей (право на имя)

• развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики

Воспитательная:

• воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

• активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

• развивать осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени.

Интеграция:

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, своем имени.

«Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей

«Физическое развитие» - продолжать внедрение здоровье сберегающих технологий в работу с детьми.

Предварительная работа с родителями:

Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).

Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Материал:

- иллюстрации: «Имя».

- Документ «Конвенция о правах ребенка».

Литература:

1. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

2. И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»

3. А. Е. Мамонтов «Большая книга имен»

4. В. Агапова стихотворение «Дорожите именем своим!»

Интернет ресурсы:

https://dettext.com/fizminutki/grisha-shel/

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Руку дал другу друг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Настя дала руку Диме,

А Дима дал руку Кириллу….

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг,

(покачать руками вместе)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Скажите, а приятно ли вам, когда с вами здороваются?

Дети: Да

Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?

Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.

Воспитатель: А вы заметили ребята, что когда мы собирались в наш дружный круг мы подавали руку и произносили что… (имя) Правильно, имя стоящего рядом. Вы уже знаете, что нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

И вот сегодня я хочу поговорить с вами об именах.

1. Беседа об имени (сидя на стульчиках на коврике)

Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена можно произносить ласково и грубо. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Димка, Сашка, Варька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, добрыми, справедливыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Богдан - данный богами.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Владислав - владеющей славой

Благомир - приносящий благо

Владимир – владеющий миром.

Тихомир – тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.

Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Юленька», а к другому «Юлия Николаевна»? Кто они?

Дети: «Юленька» - это девочка, а «Юлия Николаевна» - это взрослый человек, т. е. женщина, воспитатель.

Воспитатель: Если ребенка позвали «Дима», а другого «Варя». Что можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству (Ответы детей)

Проводится игра «Угадай, кто это?»

По имени много можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик. Давайте попробуем угадать, о ком я говорю: о маленьком или взрослом человеке, о мужчине или женщине

1. Александр Иванович очень любит играть в футбол. (О взрослом мужчине).

2. Ай, люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Ванечка не спит,

Он в окошечко глядит. (О маленьком мальчике).

По имени и отчеству обращаются к старшим людям (воспитатель, учитель, проявляя тем самым уважение к ним. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

А теперь я предлагаю немного размяться

(дети встают в круг на физкультминутку).

Гриша шел

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок.

(Ходьба на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?

Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.

Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»

В группе было восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Дети: Может быть по фамилии?

Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Дети: В этом случае поможет отчество.

Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.

3.«Право на имя»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Дети: Может быть – это право на имя?

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени?

Послушайте внимательно стихотворение В. Агапова «Дорожите именем своим!»

Дорожите именем своим!

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером и утречком, спросонок,

Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

Проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять,

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, Ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья, а зовут меня (дети называют каждый свое имя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? А как вас называют ласково дома? (ответы детей) В ваших семьях у каждого члена семьи есть свое имя, так? А объединяет их всех фамилия.

В конце беседы воспитатель предлагает рассказать каждому ребенку, что обозначает его имя. Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?

Дети: О праве на имя.

Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.

Публикации по теме:

«Лесная почта». Конспект занятия по математике (старшая группа) Задачи: Образовательные:Совершенствовать представление детей о независимости количества от расположения предметов и направления счёта. Упражнять.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские.

Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа)Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа) «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.

Конспект занятия «Дары Осени». Старшая группаКонспект занятия «Дары Осени». Старшая группа Конспект «Дары Осени». Старшая группа. Цели:- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей; овощей и фруктов; - уточнить представление.

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции» Задачи: • Формировать представления детей о Конституции РФ,гражданских правах и обязанностях. • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа) Задачи. Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа)Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа) Задачи. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»,.

Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа) Программное содержание: • Расширить и уточнить знания детей об улитке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику.

Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа) Возраст: старшая группа. Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи: 1. Дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по основам туризма «Я и мое имя» (старшая группа)
Опубликовано: 5 октября 2020 в 22:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД