Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Особенности организации дидактических игр в младшей разновозрастной группе»

Мария Тимирова
Конспект мастер-класса «Особенности организации дидактических игр в младшей разновозрастной группе»

Дата проведения: 27.10.2022 г.

Форма проведения:

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция + комментированный показ.

Цель мастер-класса : передача опыта работы в разновозрастной группе путём комментированного показа.

Задачи:

- познакомить педагогов с методами, приёмами и формами работы с разновозрастными детьми;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса. Инструменты для работы:

Публикация «Конспект мастер-класса „Особенности организации дидактических игр в младшей разновозрастной группе“» размещена в разделах

столы, стулья по количеству человек, кукла, мячи «Фребеля», набор палочек Кюизенера, блоки Деньеша, чашки, блюдца, пазлы с изображением, муляжи фруктов, овощей, животных, формы домиков, панно с бабочками, распылитель.

Структура мастер – класса :

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня –«Особенности организации дидактических игр в младшей разновозрастной группе.

Я расскажу вам, как осуществляю организацию образовательного процесса в своей группе, а в процессе практической деятельности мы рассмотрим организацию дидактических игр.

2. Теоретическая часть.

Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ.

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Исходя из моего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.

Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов, младшая группа (2-4 года, старшая группа (4-7 лет).

Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно учебному плану и СанПин.

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

- существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 1, а в младшей 0).Что мы и выполнили в нашем детском саду.

И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов : прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является :

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.

Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.

Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр :

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

3. Практическая часть

Картотека дидактических игр для младшей разновозрастной группы.

Дидактическая игра «Составь картинку».

Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т. п.

Для старших детей наводящие вопросы: Что здесь нарисовано? ,это фрукт или овощ? какого он цвета, где растет?

Для младших детей : Покажи где яблоко, найди апельсин, соедини картинку.

Дидактическая игра «Разложи-ка фигуры», работа с блоками Дьенеша.

Цель: учить детей группировать объекты по величине : большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие кубики красного, желтого, синего цвета.

Ход игры

Воспитатель показывает детям три больших и три маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные : такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы. На схемах расставить правильно цвет и фигуру.

Для старших детей наводящие вопросы: Какая это форма? Какого он цвета, сколько здесь кубиков?

Для младших детей : Покажи маленький кубик, где большой кубик, найди кубик синего цвета.

Дидактическая игра «Подбери по цвету», работа с мячиками «Дары Фребеля».

Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка мяч определенного цвета, предметы разных цветов.

Ход игры

Воспитатель раздает детям мягкие мячики разных цветов. Показывает и рассказывает детям: - Вот у меня в руках что? мячик, какой он?мягкий,какой формы? Круглой. Нужно находить такой же цвет в предмете. Красный мячик- выберу красную машинку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них мячики.

Для старших детей наводящие вопросы: Какой формы этот предмет, какого цвета, что бывает такого цвета, что бывает такой формы?.

Для младших детей : помни мячик какой он мягкий, подбери предмет такого цвета как у тебя мячик.

Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т. п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

Для старших детей наводящие вопросы: Для чего нужна посуда, что пьют из чашек, чего не хватает, какого она цвета, какой формы?.

Для младших детей : покажи ручками какой формы тарелочка, подбери кружечку для тарелочки.

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

Ход игры

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

Для старших детей наводящие вопросы: Что это фрукт или овощ, где растет, любишь ли ты это кушать?.

Для младших детей : Возьми помидор, яблоко, апельсин.

Дидактическая игра «Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: фигурки животных, ширма.

Ход игры

Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней фигурки с животными. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе животного. Ребенок выбирает и изображает животное. Собачка (гав-гав, петушок (ку-ка-ре-ку) и т. п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

Для старших детей наводящие вопросы: Кто это, где живет это животное, домашнее она или дикое, какую пользу приносит, расскажи что знаешь про это животное.

Для младших детей : изобрази животное, какие у него рожки покажи.

Дидактическая игра «Построй свой домик», работа с палочками Кюизенера.

Цель: учить детей ощупывать контур, форму и повторять цвет.

Материал: набор палочек Кюизенера.

Ход игры

Воспитатель показывает детям рисунок домика. Пальчиком проводит по контуру, затем берет фигурку составляю домик по контуру. Аналогично проводит действия со всеми фигурами чтоб получился контур дома.

Для старших детей наводящие вопросы: Что это, кто строят дома, из чего они могут быть построены, Какой формы крыша, часть дома, кто в доме живет, какие цвета мы будем использовать?.

Для младших детей : покажи где крыша, покажи трубу у дома, найди желтую палочку.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ход игры

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).Прилетели красивые бабочки к своим красивым цветочкам, хотите посмотреть как они летают, предлагают детям побрызгать и подуть чтоб бабочки полетели.

Для старших детей наводящие вопросы: какие цветы ты знаешь, какого цвета твой цветок, из каких частей состоит цветок?

Для младших детей : покажи лепесточки, собери красный цветок.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Творческие мастер-классы в образовательной организации. Рекомендации по подготовке и проведению мастер-классаТворческие мастер-классы в образовательной организации. Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса Мастер-класс — современная интерактивная форма проведения обучающего занятия по приобретению практических навыков при помощи различных методик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Особенности организации дидактических игр в младшей разновозрастной группе»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 20:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД