МААМ-картинки

Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Древняя страна Югория. Стойбище»

елена прокопова
Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Древняя страна Югория. Стойбище»

Цель: Воспитание интереса к родному краю, народам Севера.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и углублять представления о природе и народах Севера.

Учить создавать образы человека ( в сезонной одежде народов Севера: малица, кисы, животных, особенностей северного пейзажа, используя пластический материал - соленое тесто, графические и живописные средства выразительности: линия, штрих, точка, мазок (в зависимости от рода деятельности человека и повадок животных)

Учить передавать сюжет, ролевые и смысловые отношения героев. Авторское отношение к изображаемому сюжету.

Публикация «Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента „Древняя страна Югория, Стойбище“» размещена в разделах

Учить компоновать крупное изображение на листе бумаги;

Учить передавать в рисунке характерные особенности животного и человека в динамике (форма частей тела, разнообразие костюма).

Выявлять умение строить парную композицию в графической и живописной среде; создавать насыщенный художественно-выразительный образ.

Развивающие:

Развивать глазомер, общую, мелкую моторику, твердость руки, художественный вкус, эмоциональный мир ребенка, воображение, художественное видение мира, образное мышление, графические навыки.

Развивать композиционные умения (изображать не менее двух персонажей, располагая их в центре листа).

Развивать творческие способности (вносить дополнения по усмотрению ребенка).

Развивать умения высказывать суждения с использованием сенсорных, эстетических, искусствоведческих терминов.

Закреплять знания о линии горизонта, ее роли, расположении в эскизном изображении.

Воспитательные:

Воспитывать чувство доброты, культуру взаимоотношений.

Формировать умение действовать сообща, в паре.

Формировать такие качества как усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность.

Воспитывать умение передавать в рисунке свой замысел.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Словарная работа.

Важенка, оленуха, каюр, северное сияние, нарты, упряжка, северный олень, поземка, пурга (завывает, воет, бушует, заносит снегом). Северное сияние (переливается, искрится, сияет, сверкает, светится). Погода (холодная, морозная, суровая, вьюжная, лютая).

Материал.

Рисунки, одежда народов Севера, работы детей из теста, коллективные работы детей прошлых лет «На стойбище», макет - стойбище, материал для выкладывания на фланелеграфе, аудиозапись мелодий народов Севера, альбомные листы (картон, соленое тесто, стеки, дощечки, банки с водой салфетки, простые карандаши, ластики.

Предварительная работа.

Экскурсия в этнографический музей города Радужный. Рассматривание одежды народов Севера, чтение сказок, рассматривание фотографий, роспись силуэтов одежды.

Ход занятия:

Югорскую землю хорошо знают во всем мире, как край богатый запасами нефти и газа, край, где сохранились древние поселения коренных народов. Культура народов ханты и манси учит нас бережному отношению к природе. Сегодня мы поговорим с вами о народах, которые живут по берегам реки Аган. Это коренные жители ханты и манси. Особенность культур всегда заметна по предметам быта, по одежде.

Очень давно поселились люди в наших местах. Богатая природа, лиственные и хвойные леса, реки, озера. В музее вы познакомились с природой и разнообразием животного и растительного мира.

Наш город расположен на земле коренных народов – ханты. В избе коренного жителя, есть печка – чувал, одежда, посуда, музыкальные инструменты.

Традиционные виды деятельности коренных народов это охота, рыбалка, сбор дикоросов, и конечно оленеводство. Коренные жители занимаются оленеводством, которое является важной отраслью производства и хозяйства северных народов. Северный олень давал человеку пищу, материал для одежды, покрытие чума, служил средством передвижения. Шерсть у оленя очень густая, он переносит морозы до 60 градусов. Это подвижное животное, он может копытом почесать у себя за ухом, или очистить ноздри от намерзшего льда. Летом олени питаются листьями кустарников, травами, грибами. Осенью голубикой и брусникой. Зимой ягелем-мхом. В ягеле витаминов столько, сколько в землянике и зеленом луке.

Детские игрушки, это мир взрослых, только меньших размеров: детская лодка, ловушка для рыб, ложечки.

Место стоянки или жилья, называется у коренных народов, стойбищем.

Вот так выглядит макет зимнего (летнего) хантыйского стойбища.

(рассматривание макета)

Вместе с мамами сегодня еще раз вспомним как называются предметы окружающие кочующие северные народы:

Что такое аркан? - это основное орудие труда оленевода.

Аркан – длинная веревка до 5 м., сплетенная из кожи оленя

Что еще необходимо оленеводу для ухода за оленями?

Упряжь, в которую запрягают оленей.

Нарты, в которых запрягают оленей. Для чего нужны сани? Какие виды нарт вы знаете? (Детские, взрослые, грузовые, продуктовые и т. д.)

Хорей, это длинный шест для управления оленей упряжкой. Он также служит для того, чтобы проверить дорогу впереди оленей упряжки.

Каюр – погонщик оленей (пастух)

«Малица» - меховая шуба

В переводе с хантыйского «малица» означает замкнутый со всех сторон.

В. Ребята, на прошлом занятии мы с вами расписывали одежду народов Севера. Сегодня, я приглашаю отправиться в путешествие вместе с художником - Тюбиком. Он принес нам приглашение для участия в вернисаже «Мотивы Югры» и приглашает нас в путешествие в прошлое. Путешествовать мы с вами будем на оленьей упряжке.

(Все встают в круг)

Физминутка «Олени»

Полярное небо ночи темней Руки над головой дети

Струйками пар из оленьих ноздрей. бегут по кругу, высоко

Хэй-хэй-хэй поднимая колени.

Ой, хэй-хэй!

Свистят по дороге полозья саней, Скольжение саней по

Поземка скользит и струится по ней. кругу.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй!

И ветер с веселою песней моей Бег в рассыпную под

Летит над просторами снежных полей. музыку.

Хэй-хэй-хэй!

Ой, хэй-хэй!

Летит за оленями песня- мой друг, Руки скрестить над

И стадо само собирается в круг, головой, бег по кругу

Хэй-хэй-хэй! с высоко поднятыми

Ой, хэй-хэй! коленями.

В. Вот и остановилась наша упряжка посреди болота, пройти через него можно только по каким -то ориентирам. Посмотрите, внимательно, не заметили ли, вы, чего - то необычного? (Ответы детей).

Ребята, я ведь знаю, что это. Это искорки Северного сияния, которые укажут нам путь. Я буду читать, то, что говорит нам искорка, а вы внимательно слушайте.

1.- Боится зверь ветвей моих

Гнезд не построит птица в них,

В ветвях краса и мощь моя,

Скажите быстро: кто же я? (Олень).

2.- Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова, это (Сова).

3.- На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На оленя готов напасть. (Волк)

4.- Белый на белом

Написал, где бегал,

Рыжая прочтет

Белого найдет (Заяц).

5.- Не мышь, не птица

В лесу резвится

На деревьях живёт

Орешки грызет (Белка).

6.- Хитрая плутовка

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

Кто же это (Лиса).

Ну вот, ребята, мы с вами собрали все «искорки», которые привели нас вот к этому месту. Сейчас я расскажу вам легенду.

«В 15 веке по правому берегу реки Обь возникли первые поселения коренных народов Севера. Бог Турум, задумался, чем же люди будут кормиться, чем от холода свои тела прикрывать будут? И решил он сохатого зверя в лесу поселить, а на болота оленя выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток жилище сделают, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах».

Ребята, давайте рассмотрим на макете, как же люди жили на стойбище.

Кто жил рядом с народами ханты и манси?

Как называлось жильё древних Угров?

Из чего сделаны чумы?

Молодцы!

Нам пора возвращаться из путешествия домой. Возвращаться мы будем, отгадав загадку вот этой снежинки.

Он вездеход, он пароход.

И к тому же самолёт!

Везде проедет, везде пройдет –

В любую погоду дорогу найдет! (Олень).

Молодцы ребята! Вы будете оленями, а я - каюр погонщик оленей.

(дети в кругу, повтор физминутки)

Ну, вот и домчали нас с вами олени домой.

Наш друг и художник Тюбик приглашает нас принять участие в вернисаже посвященном дню рождения земли Югорской, а он нам поможет отправить работы для участия в выставке посвященной дню рождения нашего Ханты-Мансийского округа.

В. Посмотрите, я для вас изобразила стойбище на мольберте. Сейчас взрослые (мамы) и дети дружно поработают и изобразят сюжет своего стойбища. Работу надо выполнять в парах.

Сейчас посмотрите и вспомните способы лепки из теста.

Я сейчас вам напомню, как выполнить картину из теста.

Прежде чем лепить, надо вспомнить приемы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прищипывание, налепы.

У вас на столах, как и у меня, есть белые листы бумаги, на которых мы с вами нарисуем состояние погоды восковыми мелками. Детали картины мы сделаем из соленого теста: белого и цветного. Если вам понадобятся другие цвета и оттенки, то помните, что можно рисовать по сырому тесту акварельными красками.

Работа взрослых и детей в парах.

Анализ работ.

Рефлексия

Подарите воздушный шарик своему рисунку, картине, изображению… (красный – у нас все получилось, я и мама довольны своей работой, веселая работа, радостное настроение ;

синий – не довольны своей работой, плохое настроение картины, грустная картина).

Рассматривание совместных парных работ детей и взрослых. Составление рассказов о совместной работе.

В рассказе указать и обосновать расположение изображенных объектов, подчиняя все изображение правилам перспективы.

Методические пояснения родителям:

Уважаемые родители!

Вы принимали участие в рисовании картины, используя соленое тесто, подчиняли изображение правилам перспективы. Подготовка ребенка к школе – самый ответственный период дошкольного детства, когда ребенок усваивает очень много нового, познавательного, интересного материала, высказывает свои суждения, воплощает свои замыслы в разных сферах деятельности. Если следовать высказываниям великого педагога В. И. Сухомлинского: «Ум ребенка на кончиках его пальцев», то изобразительная деятельность является самым доступным средством выражения своего «Я» для каждого воспитанника, продолжением его игры, его жизни. В процессе изобразительной деятельности ребенок применяет знания, полученные на других занятиях и мероприятиях, применяет знания из своего опыта деятельности. В процессе рисования, лепки, аппликации развивается мелкая мускулатура руки, воображение, логическое мышление, речь, уверенность в себе, умение высказывать свои суждения. Формируется чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи, коллективизма. Формируются нравственно-патриотические качества, чувство долга и ответственности.

Деятельность детей на занятии показала коммуникабельность детей, знания заданной темы, которые они почерпнули ранее, в других видах деятельности. Дети вспоминали о том, что видели в музее, с чем их знакомили раньше. Одним словом использовали свой личный опыт для достижения цели. Контакт со взрослыми не смущал детей, они выполняли работу, которая формировала у них свободу выбора и насыщала новыми знаниями и умениями.

Дети отвечали на вопросы, стимулирующие их активную мыслительную и продуктивную деятельность, развивающие воображение.

На данном занятии дети активно выполняли работу, достигали цели, используя собственный опыт, новые знания и фантазию. Умело работали над новой темой «картины из теста», использовали знакомые способы лепки, знакомились с новыми приемами работы с тестом, передавая, не простой пейзаж северного края.

Похожие занятия с детьми дома помогут вам, уважаемые родители, наладить контакт с детьми при выполнении разнообразных видов совместной деятельности, вовлекая всех членов семьи. Составление рассказов о выполненной работе даст вам возможность выслушать ребенка, высказаться самому, решить, чей рассказ был более полным и почему, а так же поиграть, составляя общий рассказ. Данные занятия помогут вашему ребенку быть уверенным в себе школьником, умеющим получать новые знания, выполнять их четко и быстро, используя собственный опыт, они сформируют свой путь познания в будущем.

Самоанализ занятия.

Тема: «Стойбище (Древняя страна - Югория)»

Тип занятия : сообщение новых знаний.

Цель: Воспитание интереса к родному краю, народам Севера.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и углублять представления о природе и народах Севера.

Учить создавать образы человека ( в сезонной одежде народов Севера: малица, кисы, животных, особенностей северного пейзажа, используя пластический материал - соленое тесто, графические и живописные средства выразительности: линия, штрих, точка (в зависимости от рода деятельности человека и повадок животных).

Учить передавать сюжет, ролевые и смысловые отношения героев. Авторское отношение к изображаемому сюжету.

Учить компоновать крупное изображение на листе бумаги;

Учить передавать в рисунке характерные особенности животного и человека в динамике (форма частей тела, разнообразие костюма).

Выявлять умение строить парную композицию в графической и живописной среде; создавать насыщенный художественно-выразительный образ.

Развивающие:

Развивать глазомер, общую, мелкую моторику, твердость руки, художественный вкус, эмоциональный мир ребенка, воображение, художественное видение мира, образное мышление, графические навыки.

Развивать композиционные умения (изображать не менее двух персонажей, располагая их в центре листа).

Развивать творческие способности (вносить дополнения по усмотрению ребенка).

Развивать умения высказывать суждения с использованием сенсорных, эстетических, искусствоведческих терминов.

Закреплять знания о линии горизонта, ее роли, расположении в эскизном изображении.

Воспитательные:

Воспитывать чувство доброты, культуру взаимоотношений.

Формировать умение действовать сообща.

Формировать такие качества как усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность.

Воспитывать умение передавать в рисунке свой замысел.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

На занятиях по изобразительному искусству дети и взрослые знакомились с землей Югорской, народами, населяющими её с древности, их занятиями и жизнью.

• На занятии прослеживалось доминирование развивающей цели в единстве с обучающей и воспитательной.

• С первых минут попыталась настроить, заинтересовать детей через продуманные вопросы при введении в тему.

• Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой и плавно переходили один в другой.

• При работе дети и взрослые проявляли активность, ответственность, самостоятельность.

• Содержание учебного материала способствовало развитию логического мышления, умению обобщать и делать выводы, развитию внимания, воображения, творчества, мелкой моторики и речи.

• На занятии прослеживались межпредметные связи: «Человек и мир», ознакомление с окружающим, познавательное развитие, художественная литература, фольклор Северных народов.

• Участники отгадывали загадки и делали обобщающие выводы, таким образом, велась работа по развитию речи.

Использовались следующие методы обучения :

• объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, творческо-поисковый. Эти методы соответствовали целям.

• Во время выполнения работы учитывались индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.

• На занятии царил благоприятный микроклимат, при котором каждый ребенок и взрослый чувствовали себя комфортно, спокойно.

• Все участники были вовлечены в познавательный и творческий процесс занятия.

• Время было рационально использовано. Темп высокий.

• Итог занятия, рефлексия показали, что цель достигнута.

Публикации по теме:

Занятие по реализации национально-регионального компонента «Дружат дети Нижнего Амура» (подготовительная к школе группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Наша Соколовка»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Наша Соколовка» Наша Соколовка» (старший дошкольный возраст) Реализация регионального компонента. Задачи. Образовательные. Познакомить детей с историей.

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента во второй младшей группе «Где мы живем?»Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента во второй младшей группе «Где мы живем?» ФЦКМ Конспект во 2й младшей группе на тему: «Где мы живем?» Цели и Задачи: Познакомить детей с родным городом, его названием, основными.

Конспект НОД по реализации регионального компонента в средней группе для детей с ОВЗ. «Семья и родной дом» Тема : «Семья и родной дом». Программное содержание: Познание. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Защитники земли Кубанской» Целевые ориентиры: ребенок имеет представление о защитниках Отечества и роли казачества в защите Отечества; владеет навыком составления.

Реализация национально-регионального компонента в ДОУРеализация национально-регионального компонента в ДОУ Детство-каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой любимый детский сад» (средняя группа для детей с ОВЗ) Область: познание. Краеведение. Тема: «Мой детский сад». Программное содержание. Познание. Формировать у детей знания о профессиях сотрудников.

План самообразования «Художественно-эстетическое развитие детей на основе национально-регионального компонента»План самообразования «Художественно-эстетическое развитие детей на основе национально-регионального компонента» IMG]/upload/blogs/detsad-1046120-1488479426.jpg[/IMG] оформление групповой комнаты кибитки и четыре вида животных куклы в национальных.

Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Национально-региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Древняя страна Югория. Стойбище»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 23:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД