Лучший педагог года

Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР

Раиса Кокоревич
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Кокоревич Раиса Николаевна, работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет. Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по использованию театрализованной деятельности как способа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР» размещена в разделах

В группе компенсирующей направленности я работаю много лет. Работая с детьми с ТНР, мне всегда хотелось видеть речь детей выразительной, эмоциональной, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми. Мою группу дети посещают с 4-х лет. По заключению учителя-логопеда у детей с ТНР в этом возрасте наблюдается невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, они мало общаются со сверстниками. Это приводит к робости во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, замкнутости.

Я пыталась найти способы решения вопросов налаживания взаимоотношений между детьми, развития их речевого общения и пришла к выводу, что эти задачи можно решить с помощью театрализованной деятельности. Театр – это эмоции, общение, выразительная речь. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Организуя этот вид деятельности, я опиралась на сотрудничество со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Целью нашей работы являлось создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Каждый из специалистов давал свои рекомендации и советы. Учитель-логопед проводила с детьми артикуляционную гимнастику, предложила подборку чистоговорок и скороговорок на формирование речи и движения, упражнения на развитие тембра голоса «Скажи фразу низким и высоким голосом» и темпа речи «Скажи фразу в разном темпе». Педагог-психолог предложила игры на развитие коммуникативных качеств «Поздороваемся разными способами», «Передай другу», «Испорченный телефон». Музыкальный руководитель проводила с детьми музыкальную пальчиковую гимнастику, знакомила детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Также, она организовала игры-драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка»).

Хотелось бы отметить и участие родителей в организации театрализованной деятельности в группе. Совместно с родителями в группе организовала предметно-пространственную среду с учетом требований ФГОС:

• уголок театрализованной деятельности;

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения);

• наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбом по теме «Театр», афишы театральных постановок);

• атрибуты для организации театрализованных игр : ширма, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би-ба-бо или театр «Петрушки», настольный театр по мотивам русских народных сказок, пальчиковый театр, магнитный театр;

• картотеку пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.

• для постановки спектаклей в группе имеется сцена.

В группе родители являются полноправными участниками театрализованной деятельности. Они принимают участие в изготовлении декорации, костюмов и кукольного театра (би-ба-бо, вместе с детьми участвуют в театрализованных сценках. Дети с восторгом принимают участие своей мамы или бабушки в театрализованной постановке. Ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, речь его становится более выразительной, эмоциональной.

В театрализованной деятельности есть много направлений. Это и пальчиковые театры, плоскостные, магнитные театры, настольные театры. Я в своей работе использую театр «Петрушки» или би-ба-бо.

Работа по театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов. Поэтому я предлагаю вашему вниманию лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необычные и интересные, для работы воспитателя. Я приглашаю моих помощников-воспитателей.

Работая с куклой надо обязательно учитывать возрастные особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера (показать куклу для ребенку и для взрослого). Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.

-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выбрать куклу и одеть ее на руку ( куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)

Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает, пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, одетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.

- Давайте выполним несколько движений с куклой.

Игровое упражнение «Кукловод»

- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой,

повернёмся мы направо,

повернёмся мы налево

и поклонимся не раз.

Вот так, вот так,

мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).

- Кукла у нас на руке ожила и начала не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя. Все наши куклы это образы животных, которые живут в лесу. В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя, рассказать любую лесную новость.

Упражнение «Новости в лесу».

- Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.

Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса. Предлагаю вашему вниманию следующее упражнение (Предлагаю одному из воспитателей одеть куклу на руку)

Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц».

Кисонька-мурысонька

Заяц - Кисонька-мурысонька,

Где была?

Кошка - На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Заяц - Что там делала?

Кошка - Муку молола.

Заяц - Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Кошка - Прянички.

Заяц - Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Кошка - Одна.

Заяц - Не ешь одна!

Не ешь одна!

Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной. Ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог, эмоционально и выразительно показывать характер героев мы переходим к следующему этапу - творческому. В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя. Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему. В данной ситуации, я предлагаю использовать картинки с героями сценок.

- Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выбрать любую картинку и определиться со своим персонажем (картинки лежат на столе обратной стороной). А теперь придумайте ситуацию, в которой могут участвовать ваши герои. В сценке могут участвовать несколько персонажей (педагоги обговаривают ситуацию, одевают кукол на руку). Показ сценки.

Вопрос. Испытывали ли вы какие – нибудь затруднения или вам было все понятно и легко в обыгрывании сценки? (ответы). Спасибо, уважаемые коллеги за помощь.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.

Таким образом, на протяжении всего пребывания детей в группе с помощью театрализованной деятельности развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 18:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД