Лучший педагог года

Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников

Людмила Хабибулина
Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников

Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Одна из важнейших информации, которую получает ребёнок — это экологическая. Она касается прежде всего того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей

на планете Земля.

Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста даст возможность вырастить поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.

Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

Например.

Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это: информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлекаем родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, в конкурсах организованных детским садом «Покормите птиц», конкурс на лучшее оформление участка, конкурс «Огород на окне».

Родители с большим желанием и энтузиазмом, проявляя творчество и фантазию, участвуют в данных конкурсах.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая». Проведение разнообразных конкурсов и выставок.

В холле детского сада ежемесячно обновляется выставка работ, родителей, детей и воспитателей из природного материала на разные темы, такие как «Необычное из обычного», «Осенние чудеса», «Подарки осени», работы из природного материала; «Наши руки не для скуки», поделки из бросового материала., «Новогодняя елочка», «Страна необычных цветов».

В своей работе используем технологию метода проекта. Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.

Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.

Работая в первой младшей группе «Цыплята», мы долго обсуждали с родителями в какой форме рассказать маленьким детям о домашних птицах. Название группы, возраст детей, чтение сказок, произведений фольклора, стихов, позволили нам выбрать тему для проекта, итогом которого стал мини - музей «Курочка –Рябушечка».

Тема проекта: «Курочка Рябушечка».

Участники: воспитанники (2-3 года, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).

Актуальность: Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно - манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно – развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства, изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес даже при работе с детьми раннего возраста.

Цель проекта: Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними птицами, со сказками о них, потешками, песнями, играми, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к птицам.

Задачи проекта:

-формировать у детей представление о курочке, петушке, цыплёнке (внешний вид, особенности образа жизни);

-развивать эмоциональный отклик на литературные произведения (стихи, сказки, потешки);

-формировать у детей интерес к художественному творчеству (рисование, лепка);

-активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ресурсное обеспечение: художественная и познавательная литература, интернет-ресурсы.

Формы и методы работы над проектом:

-наблюдение;

-создание игровых ситуаций с использованием игрушек и литературных персонажей;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов;

-прослушивание аудиозаписей со звуками птичьего двора (кудахтанье кур, кукареканье петуха, писк цыплят);

-рассматривание иллюстраций;

- театрализованная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских работ.

Работа с родителями:

- проведение «Круглого стола» с родителями;

- привлечение родителей в участии подбора наглядно-развивающих пособий;

- подбор книг для групповой библиотеки;

- рекомендации по домашнему чтению;

- беседы и консультации;

- просмотр телепередач о домашних птицах;

- подбор материала для мини-музея;

- постановка сказки «Курочка Ряба».

1 этап. Подготовительный

- Изучение уровня представлений детей по теме.

-Определение цели и задач проекта.

-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта

- Информационно-методическое обеспечение:

подбор методической литературы.

подбор художественной литературы.

изготовление развивающих пособий, игр.

разработка конспектов.

2 этап. Содержание проекта

Вид деятельности Название темы Задачи

Познавательная «Где живут домашние птицы».

«Рассказ по серии сюжетных картинок».

«Что кушают курочки». «Цыплёнок из яйца». «Еда для курочки». Расширить знания детей о домашних птицах, на примере курочки. Познакомить с домашними птицами. Дать представление об особенностях их жизни, питании. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать логическое мышление, любознательность. Воспитывать гуманное отношение к миру птиц. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Цыплёнок», русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ Е. Чарушина «Курочка», В. Берестов «Курица с цыплятами». Разгадывание загадок о курочке и петушке. Прослушивание аудиодисков. Рассматривание иллюстрации «Дети кормят курицу и цыплят». Познакомить детей с произведениями о курочке разных авторов.

Коммуникативная «Семья курочки Рябушечки»

Продолжать активизировать познавательные способности детей, развивать интерес к жизни домашних птиц. Познакомить с удивительными и интересными фактами из жизни домашних птиц. Воспитывать доброе и бережное отношение к домашним птицам.

Совместная

деятельность

Чтение

стихотворений о курочке и петушке.

Рассматривание альбомов и фотографий.

Отгадывание загадок. Рисование кистью «Зёрнышки для курочки Рябы». Лепка из пластилина «Золотое Яичко» Учить детей внимательно слушать стихотворения о домашних птицах. Активизировать словарь по теме птицы. Развивать у детей умение разгадывать загадки. Закрепить знания детей о курочке и петушке.

Игровая «Расставь цыплят по росту», «Длинные и короткие червячки», «Подари Петушку перышки», «Курочка Ряба», «Домашние птицы» Закрепить знания детей о курочке и её семье.

Различать курочку, петушка, цыплёнка по внешнему виду. Закрепить знания детей о том, где живут птицы развивать память, мышление.

Музыкальная Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»; музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят». Обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей слуховое внимание, музыкальность, ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Двигательная

Подвижные

игры: «Наседка и цыплята», «Петушок», «Цыплята и кот», «Вышла курочка гулять». Закрепить знание детей о домашних птицах. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Организация тематической выставки в книжном уголке Привлечь внимание детей к книгам о курочке и петушке. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Совместная деятельность с родителями «Это важно и интересно»

Сбор интересной информации о домашних птицах. Помощь в организации книжной выставки, мини- музея.

«Круглый стол» с родителями Беседа «Организация мини - музея «Курочка Рябушечка»» Познакомить родителей с проектом «Курочка Рябушечка». Обсуждение участия родителей в проекте.

3 этап. Итоговый

Мероприятия:

1. Открытие мини-музея «Курочка-Рябушечка»

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: повысился уровень знаний по заданной теме, в группе создана необходимая развивающая среда, у родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем совместно с детьми.

Проектная деятельность это интересно, увлекательно, познавательно, как для детей, так и для – педагогов и родителей.

Список литературы

1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Планы занятий- 2-е изд., Мозаика - синтез, 2010.

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ»; - М. 2006

3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва,2000

5. Русская народная сказка «Курочка ряба»

6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста : пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М. : Просвещение, 2010

7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008

8. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Сценарий мероприятия «Взаимодействие с семьями воспитанников»Сценарий мероприятия «Взаимодействие с семьями воспитанников» Конспект мероприятия «Взаимодействие с семьями воспитанников» Цель: Формирование умения действовать в коллективе сверстников, чувства.

Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников» Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Каждый из двух социальных институтов имеет.

Взаимодействие с семьями воспитанников группы раннего возраста в вопросах безопасности Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от различного рода опасностей. Развитие ребенка.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников Взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Составитель: старший воспитатель Ганюкова В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» «От того, как.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Взаимодействие с семьями воспитанников посредством организации и воплощения педагогических проектов Целью муниципального образовательного учреждения «Детский сад №4» общеразвивающего вида по организации взаимодействия с родителями стало.

Взаимодействие с семьёй по экологическому воспитанию дошкольников Большая работа по экологическому воспитаний проводится с семьями воспитанников: - родительские собрания на тему «Экологическое воспитание.

Взаимодействие с социумом по экологическому воспитанию дошкольников Организовано взаимодействие с учреждениями социума: - совместно с районной детской библиотекой воспитанники МБДОУ принимали участие в проектах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2017 в 20:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД