«Жаворонки-веснянки». Конспект интегрированного занятия в средней группе

Раиса Данилина
«Жаворонки-веснянки». Конспект интегрированного занятия в средней группе

Цель занятия: Развивать познавательную активность детей в тестопластике по народным мотивам.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок;

2. Продолжать учить работать с тестом: замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза).

3. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.

4. Воспитывать желание сохранять семейные обычаи.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, игровой, самостоятельная работа детей.

Словарная работа: кликали, заклички, птюшки.

Предварительная работа:

1. Беседа о том, как можно порадовать родных и дорогих людей в канун праздников.

2. Лепка из солёного теста пряников, ваз, салфетниц,

3. Беседы о старинных народных рецептах и традициях, о том, что такое заклички, и рассказывание весенних закличек о жаворонках-веснянках, беседа о старинных детских игрушках

4. Познакомила детей с техникой декоративного оформления птички.

Оборудование: На подносе испечённый из теста по старинной технологии жаворонок, готовое тесто для каждого ребенка, стеки, сладкий чай и разведенный мед, кисточки для смазки изделий, гвоздики, трубочки и зубочистки для декоративного оформления, доски, подносы для выставки птичек.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам рассказывала, как в давние-давние времена наши предки встречали весну-кликали в гости жаворонков-веснянок. Давайте сегодня вспомним и вы расскажите все, что вы знаете об этом. Ребята скажите пожалуйста, как же люди в старые времена, ваши прапрабабушки встречали весну?

Дети: Весну звали в гости, кликали, просили прийти.

Воспитатель: Что они считали, надо делать?

Дети: Позвать вену в гости, покликать.

Воспитатель: Правильно, наши далекие предки считали, что для ускорения прихода весны её нужно позвать, попросить прийти, покликать,отсюда и слово заклички.

А что делали в каждом доме женщины, хозяюшки?

Дети: Пекли фигурки птиц.

Воспитатель: Из чего пекли птичек-жаворонков?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Из чего делали глазки жаворонкам?

Дети: Из изюма и черемухи.

Воспитатель: Как же ещё называли этих птичек-жаворонков?

Дети: Птюшки, веснянки.

Воспитатель: Когда же вставали хозяюшки, чтобы приготовить это тесто?

Дети: Очень рано.

Воспитатель: Да, ребята, чтобы испечь птичек-веснянок, хозяюшки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто на чуть подогретой речной воде, завязывали скатертью и ставили на печь, тесто поднималось, пока топилась печь. В каждой избе и на улице появлялся удивительный ни на что не похожий запах печеного теста.

Чем украшали птичек, какие делали узоры?

Дети: Дудочкой, гребешком.

Воспитатель: Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом.

Я вижу вы немного устали давайте разомнемся (физ минутка).

Шагают ножки прямо по дорожке,

Шагают ножки прямо по дорожке,

А теперь пойдём быстрей,

Ну, шагайте, веселей!

За Сабиной побежали,

И нисколько не устали,

На носочках мы бежали,

Руки кверху поднимали,

Вперёд руки, пальцы сжали,

Руки ниже опускали,

Руки вверх, потише шаг,

Великаны мы, вот так!

Воспитатель: Я вам предлагаю слепить из теста жаворонков-веснянок, чтобы с их помощью закликать весну.

Дети лепят птичек под музыку (включаю песню «Моя Россия»).

Ребята, время, заканчивайте своих птичек-веснянок.

(пальчиковая игра): «Ладошки».

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну,

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу!

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики!

(Дыхательная гимнастика).

А сейчас без промедления,

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте,

И почаще повторяйте:

Часики- тик- так,

Дудочка- п-ф-ф-ф,

Петушок- ку-ка-ре-ку,

Паровоз- чух-чух-чух,

Весёлый мячик- ух-ух-ух!

Ребята,что же делали уже с печёными пташками-веснянками?

Дети: Бегали по улицам, подбрасывали их вверх, кричали заклички.

Воспитатель: Причём очень громко, чтобы услыхала весна! Обряд встречи весны обычно проходил на первых проталинах,дети их отыскивали и бегали по ним.

А какие вы знаете заклички?

(Дети читают заклички)

1 .ребёнок. 2. ребёнок.

Жаворонки, прилетите, Жаворонок,жаворонок!

Красно лето принесите. На тебе зиму, а нам лето!

Зима надоела. На тебе сани. А нам телегу!

Весь хлебушек поела.

3. ребёнок. 4. ребёнок.

Жаворонушки, мои матушки, Жаворонки, жавороночки!

Прилетите ко мне, Прилетите к нам,

Принесите ко мне Принесите нам лето тёплое,

Весну красную, Унесите от нас зиму холодную.

Лето тёплое. Нам холодная зима надоскучила,

Руки-ноги отморозила.

Воспитатель: Наигравшись вволю с жаворонками,что же ещё делали с ними?

Дети: Дети засовывали их под крыши домов, развешивали на ветках деревьев, раздавали родным и близким.

Воспитатель: А ещё в одном жаворонке запекалась монета, и я сейчас тоже положу в одну птичку монету, и вот кому из мужчин выпадал жребий- эта птичка, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен перед началом посева.

Чем же вы смазывали своих пташек, что они так блестят?

Дети: Сиропом из мёда, сладким чаем.

Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими жаворонками-веснянками, получились очень красивые! Мне очень нравятся!

Ребята, рецепты этого теста важно сохранить без изменений, также как и слова в закличках,тогда они имеют волшебную силу. Бытовало поверье: на чьё поле прилетят птицы, опустятся первыми,у того будет богатый урожай и особая удача.

Сейчас я предлагаю послушать ещё одну весеннюю закличку:

Жавороночек на приталинке

Распевает,распевает.

Он зовёт себе,он зовёт себе

Весну красную,весну красную.

Не лежать снежкам во чистом поле.

Растопиться, растопиться.

Во сине море, во сине море

Укатиться, укатиться!

Ребята, скажите пожалуйста, куда же мы сейчас отнесём ваших жаворонков-веснянок?

Дети: На кухню, к Татьяне Анатольевне.

Воспитатель: Конечно ребята, к Татьяне Анатольевне,попросим её испечь ваших удивительных пташек,и как только будут они готовы,Наталья Сергеевна вынесет их нам на улицу, и вы будете бегать с ними, кликать весну. Очень хочется тепла, солнышка и конечно же зелени!

Публикации по теме:

НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа)НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа) «Герасим-грачевник» Любая деятельность с детьми по экологическому воспитанию (посевные и уборочные работы, появление и опадание листвы,.

Перспективный план работы по тестопластике на год Перспективный план работы по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста (занятия проводятся 2 раза в месяц) Сентябрь «ТИЛИ –.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
«Жаворонки-веснянки». Конспект интегрированного занятия в средней группе
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 20:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...