Лучший педагог года

Терапевтические сказки в работе с детскими страхами

Анна Красавина
Терапевтические сказки в работе с детскими страхами

Сказкотерапия как и многие другие прогрессивные терапевтические методы в психологии возникли недавно. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т. Д. Занкевич-Евстигнеева, директор Института сказкотерапии, созданного в Санкт-Петербурге в 1997 году. Она определяет сказкотерапию как метод подбора точных слов и точных сказок для каждого человека, и ребенка, и подростка, и взрослого.

Публикация «Терапевтические сказки в работе с детскими страхами» размещена в разделах

1. Комплексная Сказкотерапия© - это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Тонкие аспекты нашей личности «разговаривают» с нашим сознанием на языке метафоры, образов.

2. Комплексная Сказкотерапия© - это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Благодаря этому и укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.

3. Комплексная Сказкотерапия© - это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии©, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями

4. Комплексная Сказкотерапия© - это система представлений об уникальном узоре судьбы человека, складывающемся из индивидуального переплетения универсальных архетипов, архетипов мужских и женских, архетипических сюжетов, сюжетов отношений и «родового наследства». Сказкотерапевт-консультант работает с узором судьбы человека.

Врач-сказкотерапевт А. В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс васпитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия – это еще и процесс «воспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения».

Отметим так же определение И. В. Вачкова: интегративная сказкотерапия – это такое направление практичсекой психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки (и близких ей жанров, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного за счет своей архетипичности;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека и является своеобразной энциклопедией человеческих проблем и поведенческих паттернов;

• она метафорична;

• она способна продолжать творческую активность человека.

В настоящее время среди сказкотерапевтов широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Естигнеева, которая включает в себя художественные (народные и авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Терапевтические сказки – это волшебный жанр, природа которых строится на древних ритуалах, связанных с глубинными процессами нашего бессознательного. И так как для наших предков, сказки являлись формой выражения внутреннего мира, так и для современных людей сказки играют немаловажную роль. Ближе всего к внутреннему миру сказки, конечно же, дети. Ребенку понятны сюжеты, и даже глубокий смысл, вложенный в сами традиционные сказки. Сюжеты волшебной сказки странны с точки зрения рационального сознания. И пусть действия происходят в особом пространстве, и главный герой отправляется «за-тридяведь-земель» или «туда-не-знаю-куда», «затем-незнамо-зачем». При этом ребёнок почему-то сразу понимает и улавливает общий смысл сказки. Ему понятно, когда животные разговаривают с людьми, а Баба-Яга пытается сварить мальчика и «обглодать его косточки», или после того как сказочного героя сварят в котле он остается жив. Всё это рассказывается как реальная история, где мир функционирует по иным правилам, и в этом мире всегда присутствует тайна. Следовательно, для эффективной терапевтическойработы со страхами нам иногда полезно (терапевтические метафоры) и опуститься в этот волшебный мир ребёнка.

Метафора — непростой термин по причине своей широкой распространенности и нечеткости употребления. Поэтому мы посчитали необходимым кратко изложить основные узловые элементы в теоретическом понимании метафоры, раскрывая специфику именно терапевтической метафоры.

Метафора, в самых общих чертах, это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу сходства или контраста. «Задача метафоры вскрыть смысл описываемого предмета». Что она успешно делает, характеризуя словом, принадлежащим к одному классу, слово из совершенно другого класса. Общеизвестно, что метафора представляет собой определенный способ мышления, ведь «перенос значения с известного на неизвестное (описываемое) — один из способов усвоения новой информации».

При проведении индивидуальных коррекционных и психотерапевтических занятий с ребенком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы.

Во-первых, метафора является прекрасным средством установления контакта с ребенком. Тем самым она снимает напряжение с психолога, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,— такое знакомство сразу переводит ваше общение в плоскость сотрудничества с ребенком, уничтожая монолог, ведет к диалогу. Для ребенка, в свою очередь, вы сразу становитесь фигурой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира — «тем, кто рассказывает сказки».

Во-вторых, метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики

психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка,

выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки — все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка.

В-третьих, метафора может являться основой для дальнейшего построения вашей психотерапевтической работы. Она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний, требующих

непосредственной психотерапевтической проработки. Чаще всего с детьми используется работа с

рисунками. В таком случае рисунок воспринимается как проекция сознания ребенка и, значит, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.

В-четвертых, метафора имеет собственную ценность. С одной стороны, это предоставление ребенку различных вариантов преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Задача психолога здесь — помочь ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в его жизни.

С другой стороны, длительная работа со сказками приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи».

Дело в том, что систематическое предъявление детям метафор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он сознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся, и «ты наверняка победишь трудности».

Алгоритм терапевтической сказки :

1. Описание главного героя. Главный герой должен быть похож на самого ребенка, у него должны быть общие черты характера, так как ребенок идентифицирует себя с персонажем. Дети до 5 лет лучше понимают принимают сказки, где главный персонаж – животные.

2. Описание жизни главного героя. Описываем его так, чтобы ребенок находил сходство со своей реальной жизнью.

3. Помещаем главного героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию клиента. Приписываем герою все переживания ребенка.

4. Вместе с героем ищем выход из сложившейся ситуации. Герой может встретить различных существ, которые оказались в такой же ситуации и может использовать этот вариант решения конфликта, или встретить помощника, волшебного и мудрого наставника, который ему суть происходящего и даст алгоритм решения, либо встречается с другими героями, у которых такие же проблемы, как у него и смотрит, как они решают,а затем подражает им.

Здесь главная задача – через сказочные образы показать ребенку ситуацию с другой стороны и показать альтернативные модели поведения.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления, за что получает какую-то награду.

КАК РАБОТАТЬ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для данного клиента (читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

Следует отметить, что ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЮБЫХ ЭМОЦИЙ указывает на то, что сказка отозвалась в сердце человека, а зашифрованные в ней смыслы актуальны для его развития и разрешения текущих жизненных уроков. Бывает, сказка вызывает у читателя слезы. Так на бессознательно-символическом уровне ПРОИСХОДИТ ОЧИЩЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ К ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СОБЫТИЙ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА. При работе с терапевтической сказкой можно встретиться с сопротивлением и несогласием читателя. Чаще всего это свидетельство проявления некой отрицаемой или вытесняемой им проблемы.

Любые выявленные эмоции – прежде всего знак необходимости глубинной работы, происходящей внутри человека. Запущенная благодаря сказке, эта РАБОТА ИМЕЕТ СВОЙ ЦИКЛ И ЗАВЕРШИТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. Даже если она и доставит человеку неудобства, связанные с размышлениями о собственной жизни, в итоге она принесет благо.

Как инструмент психолога, терапевтическая сказка очень эффективна и при этом экологична. Не нарушая общей личностной системы читателя, она избирательно и тонко воздействует на те струны души, которые входят с ней в резонанс. Проводя аналогию с традиционным лечением физического тела, можно сказать, что сказкотерапия – это ЩАДЯЩЕЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ, наиболее подходящими для человеческой души.

Приятного вам лечения, и пусть сказка станет для вас

ВОЛШЕБНЫМ ЛЕКАРСТВОМ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ!

Публикации по теме:

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терапевтические сказки в работе с детскими страхами
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 12:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД