Лучший педагог года

Тревожность и детские страхи

Лада Веревкина
Тревожность и детские страхи

Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность» : это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное лабильностью нервных процессов.

Тревога - это эпизодические или систематические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги и страха являются : учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах и т. д. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги : ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

Публикация «Тревожность и детские страхи» размещена в разделах

Состояние тревоги и страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.

Какой вид тревоги будет испытывать ребенок, чаще зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи свои возрастные страхи и определенная эмоциональная окраска переживаний.

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

Следовательно, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков : девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах (Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1998).

Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. Доказано, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Выявлено, что неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения, можно использовать упражнения и игры, в основе которых лежит телесный контакт, полезными являются и приемы арт-технологии. Необходима отработка навыков поведения в конкретных ситуациях, выбирать «трудные» случаи из жизни ребенка.

Публикации по теме:

Детские капризы На детские капризы жалуются многие родители. У маленького ребенка капризы обычно выражаются в попытках добиться желаемого плачем, криком,.

Детские капризы Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Детские страхи и как с ними бороться Детские страхи нельзя ни в коем случае игнорировать, потому как это явление в будущем может перерасти в очень серьезную психологическую.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических.

Консультация для родителей «Детские страхи» Что означает слово «страх»? «Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого.

Памятка для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные.

Консультация для родителей «Детские страхи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 101» г. Таганрог Работа с родителями. Тема: Детские страхи.

Детские страхи и их преодоление Детские страхи и их преодоление. Классической работой З. Фрейда по проблемам страха считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность».

Тревожность и страхи детей-зависимость от родительской позиции матери Психическое развитие ребенка в последнее время изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Ряд авторов считают,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тревожность и детские страхи
Опубликовано: 12 января 2017 в 21:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД