Получи документы

ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра «Волшебные кубики» (4 фото)

Елена Глумова
ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра «Волшебные кубики»

ИГРЫ С КУБИКАМИ.

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятий, то можно добиться значительных результатов. Не секрет, что эффективность занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, и от интереса детей к заданиям. Оба эти условия достигаются при использовании различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения. Педагогу постоянно приходится искать новые игровые приёмы, придумывать интересные пособия для игр, находить свою «изюминку», чтобы разнообразить учебный процесс.

Публикация «ТРИЗ в логопедии, Дидактическая игра „Волшебные кубики“» размещена в разделах

Так мы в своём детском саду разработали пособие, которое назвали «Волшебные кубики» и серию игр и заданий к нему, способствующих развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников.

В пособие входит 16 кубиков, склеенных из картона, на гранях которых наклеены картинки, объединенные одной общей темой.

ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Фото «Волшебные кубики»

Кубик № 1 - с цифрами от 1 до 6;

№ 2 – символы «большой» - «маленький»;

№ 3 – цветовые облака (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, черный);

№ 4 – мяч, карандаш, листья, солнце, кошка, рубашка (все картинки бесцветные,

только черный контур);

№ 5 – Помидор, огурец, репа, лук, яблоко, апельсин (контурное изображение);

№6 – Заяц, волк, лиса, медведь, белка, ёж;

№ 7 – Детеныши животных;

№ 8 – части тела животных (голова, туловище, лапа, уши, нос, хвост);

№ 9 – жилище животных

№ 10 – ручка, книга, чашка, котенок, тапки, клубок

№11 – холодильник, телевизор, шкаф, стол, полка, диван;

№12 – многоточие (вставит нужные слова по смыслу)

№13 – символы предлогов (в, на, за, из, с, из-за);

№14 – символы предлогов (под, из-под, у, над, к, от)

№15 – графическое изображение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий;

№ 16 – сюжетные картинки.

В зависимости от целей занятий педагог выбирает определенный набор кубиков, а манипулируют кубиками сами дети. Суть игры заключается в том, что дети бросают игральные кубики, и по картинкам (так же, как по опорным словам) составляют словосочетания, соблюдая правильный порядок слов и согласовывая слова друг с другом.

Сами игры можно разделить на два вида.

Первый вид - игры на подбор пары.

Ребенок бросает один кубик, а на втором, вращая его грани, подбирает картинку, соответствующую картинке на первом кубике. (Игра «Чья мама?», «Найди маму», «Что у кого?», «Кто где живет?»)

Второй вид – игры с элементами случайности, наиболее любим детьми.

В этом случае дети одновременно бросают кубики (их может быть несколько). Их ответ зависит от того, какая выпадет комбинация картинок. Иногда может получиться так, что того, что выпало, не бывает. Ребенок должен: а) подтвердить или опровергнуть своё же утверждение; б) дать правильный ответ; в) пофантазировать на тему возможности такого сочетания. (Игра «Так бывает или нет?», «Исправь ошибку», «Небылица – небывальщина»).Например, если кубики легли так, что получилось сочетание «большой синий кабачок», то может быть этот овощ называется «баклачок», а может это и не овощ, а синий воздушный шарик залетел в огород? Как он туда попал? Что с ним случилось? О чем он думает, находясь среди красных помидоров? Что будет, когда люди придут собирать урожай? Детям очень нравится фантазировать и придумывать необычные истории про обычные предметы. Но кроме развития воображения, творческой фантазии, логического мышления, эти игры развивают речь, способствуют формированию всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Игра «Карлик – великан» (кубики 2 и 5; 2 и 6; 2 и 8)

Цель: Тренировать в образовании имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов преувеличения.

Ребенок бросает два кубика. Если на кубике №2 выпадет символ «маленький», а на кубике №5 картинка «огурец», то составляем словосочетание: «маленький огурчик (огуречик)», соответственно, символ «большой», будет обозначать – «огуречище (огурчище)» и т. п.

Игра «Веселый счет» (кубики 1, 2, 4; 1, 2,5; 1,2, 6; 1, 7)

Цель: Научить детей правильно согласовывать числительное и прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже.

В зависимости от того, какая выпадает комбинация картинок при бросании одного набора кубиков, дети составляют фразы. Например: «Один маленький мячик», «Одно большое яблоко», «Пять больших (маленьких) волков (волчишек, белок (белочек, лисиц (лисичек)» ; «два зайчонка», «один медвежонок», «пять ежат» и т. д.

Игра «Сосчитай, сколько?» (кубики 1, 6, 8 – 1,2, 6, 8)

Цель: Формировать навык образования притяжательных прилагательных и согласования их и числительных с существительными в роде и числе.

Примечание. Кубик2 можно кинуть один раз в начале игры: «Будем считать большие (маленькие) предметы».

Пример возможных сочетаний:

«один заячий хвост (хвостик); «одна беличья лапа (лапка, лапочка);

«одно волчье ухо»; «пять лисьих (медвежьих) носов и т. д. и т. п

Серия «Большие и маленькие» (кубики 6, 7; 1)

Цель: закреплять в речи название животных и их детенышей, совершенствовать навык употребления имен существительных единственного и множественного в родительном падеже, учить детей правильно согласовывать числительное с существительным, развивать память, логическое мышление, творческое воображение.

1-ый вариант.

Игра «Чья мама».

Ребенок бросает кубик № 6. Например, выпала картинка «лиса», на кубике №7 подбирает картинку «лисенок», составляет предложение: «Лиса –мама лисенка»

2-ой вариант

Игра «Найди маму?»

Бросаем кубик №7, и к выпавшей картинке подбираем соответствующую на кубике №6. В данном случае составленное предложение звучит так: «У ежихи- ежонок».

Примечание. При использовании кубика №1 (его бросают одновременно с первым, дети составляют предложения: «У ежихи – ежонок, три ежонка», «Лиса – мама лисенка, двух лисят»

3-ий вариант

Игра «Кто у кого?»

Ребенок одновременно бросает оба кубика. На одном, например, выпала картинка «заяц», на втором «бельчонок». Составляет предложение: «У зайчихи – бельчонок?. Нет, так не бывает. У зайчихи зайчонок, а у бельчонка мама белка (бельчиха)»

Игра «Подбери предмет к признаку» (кубики 3, 12)

Цель: формировать умение подбирать предметы к определению, согласовывать прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ребенок бросает кубик №3 с цветовыми облаками. Выпало, например, «красный». Что может быть красным? Вращая грани кубика №12, вместо многоточия ребенок подбирает предметы: «красное яблоко», красные ягоды», «красная юбка», «красный шар» и т. д.

Игра «Так бывает или нет?» (кубики 3, 4; 3,5; 3,6)

Цель: учить детей находить несоответствия в речи и исправлять их.

Ребенок бросает два кубика любого набора, озвучивает, что получилось, и подтверждает или опровергает собственное же утверждение. Например, «Заяц зеленый. Нет, заяц бывает серый или белый».

Игра «Подбери предмет, признак, действие» (кубики 15, 4; 15, 5; 15, 10)

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия, понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, учить называть части предмета.

Бросаем одновременно оба кубика любого набора. В зависимости от того, какая выпадет грань кубика №15, дети подбирают либо слова-действия, либо признаки, либо предметы к картинке второго кубика. Например, на гранях - «яблоко» и «действие». Ребенок говорит: «Яблоко (что делает) – зреет, поспевает, наливается, краснеет, падает, гниет и т. д». Если выпадет «яблоко» - «признак», подбирает признаки: «Яблоко (какое) красное, зеленое, душистое, наливное, сочное, сладкое и т. д.». Если выпадет «слово-предмет», то здесь возможны два варианта. Первый: «Продолжи ряд»( «Яблоко, груша, апельсин – фрукты»); второй: «Назови части предмета» («Кожица, мякоть, сердцевина»)

Игра «Кто где живет?» (кубики 6, 9)

Цель: учить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными, закреплять навык образования и использования предложных конструкций.

1-ый вариант.

Бросаем кубик №9, подбираем нужное изображение на кубике №6. «Нора (чья) – лисья нора»; «Логово (чьё) – волчье логово»

2-ой вариант.

К выпавшей картинке кубика №6 подбираем соответствующий символ «жилища». Например: «Белка живёт в дупле.» «У белки дупло».

3-ий вариант.

Ребенок бросает кубики одновременно, исправляет ошибки. Можно порассуждать на тему «Почему медведь не может жить в дупле (в норе и т. д., а если бы мог, чем это хорошо, чем плохо?»

Игра «Где, куда, откуда?» (кубики 10, 11, 12, 13, 14)

Цель: закреплять навык составления предложений по опорным словам, правильно употреблять существительные в косвенных падежах с предлогами.

Кубики №11 и №13 ,14

!-ый вариант.

Бросаем кубик 11. Например, выпадает картинка «шкаф» и начинаем подбирать возможные предлоги на кубиках 13 и 14, составляем словосочетания «на шкафу», «со шкафа», «за шкафом», и т. д.

2-ой вариант

Наоборот, по очереди подбираем предметы (кубик 11, к заданному предлогу. Например: «со стола», «с полки», «с дивана», и т. д.

3-ий вариант

Одновременно бросаем кубики и составляем словосочетания по случайному выбору: «в холодильнике, из-за холодильника»; «с телевизора, у телевизора», и т. д

2. Кубики 10, 11, 12, 13; 10, 11 12, 14

Ребенок одновременно бросает все четыре кубика. Например, получилось- «диван», «ручка», «за». Вместо многоточия ребенок подбирает подходящие по смыслу глаголы и составляет предложения: «Ручка упала (закатилась) за диван».

ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра - фото
Фото №1 ИГРЫ С КУБИКАМИ
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебные кубики»Дидактическая игра «Волшебные кубики» Представляю Вашему вниманию свой вариант игр с кубиками - дидактическую игру "Волшебные кубики". Сами кубики были изготовленны из обычной.

Дидактическая игра «Кубики «Достопримечательности нашего города»Дидактическая игра «Кубики «Достопримечательности нашего города» В мае этого года Вашему вниманию я предложила дидактическую игру «Кубики «Животные и птицы Таймыра», огромное СПАСИБО всем тем, кто оценил.

Дидактическая игра. Кубики «Старожилово — моя малая Родина»Дидактическая игра. Кубики «Старожилово — моя малая Родина» Для этой игры нам понадобились игровые кубики, картинки с изображением достопримечательных мест родного поселка, карточки "образец". Немного.

Дидактическая игра «Кубики «Старожилово — моя малая Родина»Дидактическая игра «Кубики «Старожилово — моя малая Родина» Кубики «Мой поселок» Для этой игры нам понадобились игровые кубики, картинки с изображением достопримечательных мест родного поселка, карточки.

Дидактическая игра «Кубики «Животные и птицы Таймыра»Дидактическая игра «Кубики «Животные и птицы Таймыра» Дидактическая игра «Кубики «Животные и птицы Таймыра» Для изготовления этой дидактической игры мне понадобились: старые, ненужные кубики;.

Дидактическая игра по ПДД для второй младшей группы. Кубики «Дорожные знаки»Дидактическая игра по ПДД для второй младшей группы. Кубики «Дорожные знаки» Цель: познакомить детей с дорожными знаками и правилами дорожного движения. Для изготовления пособия мне понадобились: кубики, ножницы,.

Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат»Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат» Прошлой зимой, попав на семинар по развитию инженерного мышления у дошкольников была приятно удивлена, посмотрев в какие игры умеют играть.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Сказочный паровоз времени» Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологии «Веселый паровозик»Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологии «Веселый паровозик» Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологии «Веселый паровозик» Цель: 1) Учит находить и отличать объекты природного и рукотворного.

Дидактическая игра «Волшебные камушки»Дидактическая игра «Волшебные камушки» Предлагаю вашему вниманию еще одно пособие, которое сделано и придумано мною своими руками и не требует затрат. Для изготовления пособия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Опубликовано: 26 января 2018 в 13:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД