МААМ-картинки

Труд детей в уголке природы

Ирина Марикуц
Труд детей в уголке природы

Во 2-ой младшей группе с первых дней воспитатель осматривает растения и ухаживает за ними: протирает, поливает, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание детей участвовать в уходе за растениями: дает им леечки (без ситечек, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно). На первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой. Постепенно воспитатель привлекает к поливке всех детей, обучает ребят этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки (герань, бальзамин). Поручать такую работу следует одновременно 1-2 детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание. Педагог привлекает ребят не только к труду, но и наблюдению: предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, и рассказать, сколько их (один или много, какого оно цвета, пахнут ли, какие листья (большие и маленькие). Совместная деятельность взрослого и ребенка (выполнение отдельных поручений).

Публикация «Труд детей в уголке природы» размещена в разделах

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений, причем теперь используется разделение труда : один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. Детям предоставляется большая самостоятельность, но и требования к качеству их труда повышаются. Дети выполняют работу в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд с наблюдениями. Например, предлагает назвать у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить, какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки.

В процессе ухода за растениями детей знакомят еще с одним правилом: после поливки растений в лейки надо налить воды и оставить ее для следующего дня. Усложняются трудовые поручения : дети систематически привлекаются к уходу и за наблюдениями за растениями. Время от времени педагог собирает ребят и обращает их внимание на то, что произошло с растениями в группе. Это способствует воспитанию у детей устойчивого интереса к растениям.

В старшей группе знания детей о растениях углубляются в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств. Дежурство вводится в начале года, и обучают этой новой форме организации труда на занятии. Поскольку для детей на первых порах оказывается сложна сама форма организации труда (забывают, что они дежурные, отвлекаются, не доделывают дело до конца и т. д., воспитатель в начале не показывает им новые приемы ухода за растениями. Они вводятся постепенно, по мере того, как дети привыкнут дежурить. Но нельзя нацеливать детей только на выполнение приемов ухода за растениями; следует обязательно обращать их внимание на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех детей, которые больше увидели. Дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течения 2-3 дней, но только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Дежурство не исключает использования поручений. Если в группе много растений, не всех из них дежурный может обслужить; за некоторыми ухаживают дети, получившие индивидуальные задания – трудовые поручения. Эти поручения могут быть эпизодическими и более длительными, рассчитанными на несколько дней.

У детей подготовительной к школе группе в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к наблюдению за растительным миром уголка природы к выполнению более сложных видов ухода за растениями, длительным (в течение нескольких дней и даже недель) наблюдениям за развитием. Для этого подбирают быстрорастущие растения или такое, у которого неожиданно для детей развиваются бутоны (декабрист, амариллис). Больше внимания обращают на осознание детьми того факта, что уход за растениями должен быть неодинаков: одни нуждаются в частой и обильной поливке, другие надо поливать реже и понемногу, одни любят свет, другие лучше растут в затененных местах. Приемы ухода осложняются.

Что должны делать дети по уходу за растениями.

2 младшая группа: поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие и плотные листья влажной тряпочкой.

Средняя группа. Самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества выполнения работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья, знать последовательность выполнения работы и значения каждого приема. Весной и летом подкармливать растения раствором удобрений, приготовленным воспитателем.

В подготовительной группе: Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания.

Помогают воспитателю при пересадке растений. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.

Наблюдения с использованием опытов.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличии от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дети по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она слышит. Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среди обитания живых существ, поэтому полезно познакомится с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах.

Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наблюдать за появлением пузырьков в воздухе, в воде, налитой из крана, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузырьки. Дерево и камень можно сравнивать по твердости: если нажимать на них гвоздем, то след в виде ямки остается только не дереве, это помогает детям понять, почему белка и др. лазающие животные передвигаются по деревьям.

Интересные опыты проводятся с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки. Но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (появление корни, зелени); в банке без воды луковица останется почти неизменной.

С детьми средней группы опыт можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку поместить в темное место, другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнения луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике – нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрученными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну – в темноту, другую – в прохладное, но светлое место; третью нормально – в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц – в холоде лук не прорастает. Совсем или будет прорастать очень медленно, в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

В подготовительной группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство – в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле на свету; луковица в темноте должна быть в тепле и с водой, луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значений каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что четко понять и осмыслить).

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты : определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т. е. причин, которые вызвали изменения, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какие стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Таким образом, элементарные опыты – это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.

Практическая часть. Задание: Во всех возрастных группах провести опыты по наблюдению за ростом и развитием луковицы в соответствии с возраст

Публикации по теме:

Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы во второй младшей группе. Экологическое занятие в младшей группе Программные задачи: 1. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать.

«Поливка комнатного растения». НОД по познавательному развитию детей 3–4-летнего возраста Программное содержание: Научить Незнайку поливать растения; Приучать детей с помощью взрослых поливать комнатные растения; Бережно относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд детей в уголке природы
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 10:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД