Папки-передвижки

Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае

ЕЛЕНА ЕВДОКИМОВА
Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае

Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью нее дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае, не уезжая в большие города.

Публикация «Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна вводится в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности.

Вопросы приобщения детей к своей культуре рассматривались такими авторами, как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Они выдвигали идеи воспитания детей в новых условиях и призывали педагогов «внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропагандировать национальное искусству, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества».

Рассмотрим понятие «краеведение».

«Большая советская энциклопедия» определяет краеведение как «комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное краеведение изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое краеведение – отдельные разделы : географическое краеведение, историческое, этнографическое, топонимическое краеведение».

В словаре С. И. Ожегова понятие краеведение дается через «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно- исторических, экономических, этнографических особенностей».

Краеведение, как знание народа о своих родных местах, возникло очень давно. Во все времена, у всех народов мира, были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания они передавали последующим поколениям устно или в различных письменных документах. Так было и в нашей стране, где информация краеведческого характера нашла свое отражение в летописях, в различных государственных документах еще в XV-XVI вв. В середине XVIII века были опубликованы первые описания некоторых областей России (например, «Топография Оренбургская» П. Н. Рычкова, «Общее географическое описание Сибири» В. Н. Татищева, а начиная со второй половины XVIII века работы, которые велись в различных областях нашей страны, изучали и описывали их особенности, получили большой размах, и уже в 1777 г. Сенат издал указ о том, что топографические описания всех губерний России должны были быть составлены. В 80-х годах XVIII века такие описания были составлены уже по большинству губерний Российской империи. В них содержались данные о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.

Основные историки этого периода, такие как М. В. Ломоносов, П. И. Рычков, В. В. Крестинин придавали огромную значимость местной истории. Г. Ф. Миллер отмечал: «Сколь некоторые города по нынешнему состоянию, ни мало важны, однако ж особенные оных произшествия, есть ли к тому случай есть, заслуживают быть исследованы и обнародованы, потому они всегда к объяснению всеобщей истории государства несколько способствуют». Историки, имеющие высокое звание в обществе, одновременно совмещающие исследовательскую деятельность придумывали различные анкеты для крупных городов, в которых содержались данные о местной истории, географии, экономике. Это делалось для формирования описания государства в целом, хотя и сведения, которые предоставляли в ответ были отрывочными. В разные регионы нашей страны были отправлены научные экспедиции, целью которых был сбор данных о тех местах, где они бывали.

Туристско-краеведческая деятельность в детском саду является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию нравственных качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, историей и культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Туристско-краеведческая деятельность является тем значительным педагогическим средством, способствующим вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Педагогический процесс с точки зрения концепции дошкольного воспитания рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях общественной жизни, предметах, которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.

Материал, собранный краеведами, имеет немаловажное значение в развитии кругозора дошкольников, расширении их интеллектуального потенциала. Он является основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем и воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес движет детьми, и заставляет их получать как можно больше информации о родном крае, это способствует воспитанию таких чувств, как привязанность и любовь, а они, в свою очередь, побуждают к возникновению желания и потребности узнать как можно больше нового и интересного о своем городе, о своем родном крае. Таким образом, формируется устойчивый познавательный интерес. Однако «малая» Родина ребенка, это не только сквер или парк, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, которые живут в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста является их ознакомление с историей родного края. Важность развития познавательных интересов детей дошкольного возраста в этой сфере вызвана социальным запросом общества. Дети окажутся приобщенными к культуре родного края, тем больше, чем глубже, полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, культуре, истории, традициях.

Уделено серьезное внимание краеведению и в комплексных образовательных программах дошкольного образования. Так, в таких программах, как «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы» и др. учтена работа по знакомству детей дошкольного возраста с социальной реальностью, которая включает в себя работу по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. Кроме этого, все перечисленные программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности, который выражается в раннем приобщении ребенка к истокам народной культуры своей страны. В программах также уделено внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества, с народной музыкой и танцами, с народными хороводными играми, с декоративно-прикладным искусством России.

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. «Использовать народный опыт непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

2. Участвовать в краеведческой деятельности детям совместно со взрослыми;

3. Родные, близкие, работники детского сада должны совместно вести работу по усвоению детьми традиционных культурных эталонов;

4. Основную и самую важную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Потому что именно в семье первоначально закладываются основные ценности и прививается любовь к родине».

Основная идея туристско-краеведческой деятельности заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие дидактические принципы:

1. Принцип историзма.

Этот принцип реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села (прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а также перспективами обновления и развития (будущее). Этот подход обучает детей глубже понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое мышление.

2. Принцип гуманизации.

Этот принцип предполагает то, что педагог со своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в том, чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка в процессе освоения им знаний о родном крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт, эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.

4. Принцип интегративности.

Предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками, библиотеками, музеями. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в наглядном донесении до детей информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

В процессе формирования основ туристско-краеведческой деятельности ребенок :

- «определяет свою социальную роль в обществе;

- получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

- учится самоорганизации, взаимопомощи».

Важным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку в определенном предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы, овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая среда таким образом выполняет две функции: информационную и развивающую.

Важнейшим условием эффективности и результативности туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации, как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную деятельность : познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного возраста является тематическая прогулка, экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому путешествию в окружающий мир. Основной формой познания окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.

Экскурсии и прогулки за пределы детского образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В детском саду дети старшей и подготовительной групп обладают повышенной степенью самостоятельности и организованности, это является обязательным условием проведения длительных прогулок за пределами детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи, которые совершенствуют двигательные способности детей, и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей. Туристские прогулки оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного воздействия на организм ребенка природных факторов : воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при занятиях туристической деятельностью ведут целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки проводятся регулярно, у детей старшего дошкольного возраста активизируется двигательный режим.

Туристскими прогулками может заниматься любой ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и детям. А универсальность туризма в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно освоение простейших туристских умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих фундамент для более серьезных занятий туризмом позже в школьные годы. У детей, занимающихся туризмом, появляется первый походный опят и необходимые навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему). А самое главное, у детей, занимающихся туризмом, формируются качества личности, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность, ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с компасом) .

Туристские прогулки это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта, способствует формированию дисциплины и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и увлекательно организована туристская прогулка или любая другая двигательная деятельность в природных условиях, у детей возникает интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый образ жизни.

Любая туристская прогулка для детей подготовительной группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Удивительный мир природы воздействует на детей старшего дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных. С целью экологического образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним из эффективных методов ознакомления детей с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является прогулка по историческим достопримечательностям родного города.

Чувство любви к родной природе - одно из составляющих патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. При этом более важен не объем знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно, чтобы ребенок полюбил родную природу. Информация, данная воспитателем при знакомстве с городом, селом, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к созидательной деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать, слепить и т. д. то, о чем он только что услышал, увидел; рассказать родителям и друзьям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсия - важная форма туристско-краеведческой деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми. Она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

На уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения к ним влияют формы, средства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности, а самое главное, формирование детского опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Публикации по теме:

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет Аннотация: в статье показана эффективность использования дидактических игр в работе по развитию представлений о форме предметов у детей.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

«Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». План по саморазвитию педагога План по саморазвитию педагога «Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». Актуальность: Не земля вообще, а.

Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей» .

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ.

Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возрастаУниверсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Уважаемые родители, коллеги! В.

Выступление на педагогическом совете на тему «Эколого-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма» Выступление на педагогическом совете на тему: «Эколого – краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма». Национальная доктрина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 08:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД