Надежда Шевченко
Творческий проект по аппликации в старшей группе «Волшебные ножницы»
Наш детский сад - это дом где малышу уютно и комфортно, где его ждут добрые и заботливые воспитатели, где каждый день дарит радость и ждет что-то новое, интересное. Ну и, конечно же, дети приходят в этот дом с большой радостью и желанием.
Как воспитатель практикую в работе разнообразие организации занятий. Каждый раз придумываю новое, что помогает ребятам творчески мыслить, проявлять свои природные способности. Такой подход дает детям возможность чувствовать себя комфортнее.
Публикация «Творческий проект по аппликации в старшей группе „Волшебные ножницы“» размещена в разделах
- Аппликации. Проекты
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Как известно, детям старшего дошкольного возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, что очень хорошо происходит во время изготовления аппликаций и работы с ножницами
Детям нравится мастерить из бумаги, используя нетрадиционные техники, которые похожи на игру, а, как известно, игра ведущий вид деятельности дошкольников. В такой работе нет четких правил, но есть свобода в выборе темы, материала, способа изображения и его цвета.
В работе использую нестандартные, необычные приемы, поэтому дети находятся в режиме постоянного поиска. Экспериментируя с бумагой, они знакомятся с ее свойствами, понимают, что ее можно мять, рвать, мочить, резать, склеивать, складывать и т. д. Так же можно изготавливать поделки: мятую бумагу превратить в рельефную аппликацию, из мокрой бумаги вылепить все что захочешь, рваные кусочки превращаются в оригинальные мозаичные панно.
При работе с бумагой и ножницами у ребенка совершенствуется моторика рук, развиваются тактильно мышечные ощущения, пространственная ориентация и многое другое.
На занятиях знакомлю детей с нетрадиционной техникой или способом преобразования бумаги (изготовление рельефной бумаги, конфетти, бумагокручение и др.); предлагаю выполнить те или иные действия или выполнить модули (отдельные элементы). Необходимость этого этапа работы заключается в том, что дети могут увидеть разнообразие вариантов, тематики применения техники или способа преобразования бумаги.
Во время занятий подвожу детей к тому, что на последующих занятиях дети сами придумают и выполнят работу по своему желанию, используя полученные навыки. На этом этапе дети учатся планировать работу: подбирают необходимую по фактуре и цвету бумагу и другие материалы, последовательно выполняют операции и способы изготовления, прикрепления деталей на основу и между собой, вносят изменения в процессе выполнения, принимают решения о применении дополнительных материалов (природных, бросовых и др.).
Итоговое занятие по изучению техники может проводиться в форме выставки, где дети рассказывают о коллективной поделке, в процессе которой каждый ребенок передает опыт изготовления своей части работы и все дети видят общий результат.
Актуальность темы исследования
Уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного ребенка, способность творчески работать в коллективе.
На пути формирования коллективной направленности у дошкольника современному педагогу следует сделать ряд последовательных шагов: формировать у ребенка направленность на сверстников, создать у него ощущения собственной значимости для них, закреплять ощущение ребенка своей значимости для получения общего результата.
Проблема
Дети в ДОУ не умеют коллективно работать в разных видах деятельности особенно в коллективном творчестве, решая эту проблему развития, педагоги должны основываться на следующих принципах:
1)творческая реализация каждого воспитанника;
2)учет индивидуальных особенностей детей;
3)комфортность пребывания ребенка в коллективе;
Формы коллективного творчества детей
1. Совместно-индивидуальная
(ребенок-участник деятельности – выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .
2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-
последовательной формы организации
(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .
3. Совместно-взаимодействующая
(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).
Продолжительность проекта : с сентября 2017года по май 2018 года
Тип проекта : творческий.
Участники проекта :
- воспитатель группы,
- дети старшей группы «Веснушки»
Цель:
создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через аппликацию
Задачи:
1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками вместе
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
4. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Привитие умения заниматься творческой деятельностью;
-ребенок должен знать элементарные правила по технике безопасности по работе с
инструментами (клей, ножницы, трафареты);
-умение работать в группе с другими детьми;
- научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в
выполнении сложных творческих работ;
-любить природу.
Предметные результаты:
- привить любовь к красивому;
- воспитывать чувство художественного вкуса и творческого потенциала;
-совершенствовать саморазвитие дошкольника;
-пользоваться различными видами природного и бросового материала.
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, бросовым
материалом;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Содержание проекта
Этапы реализации
1. На подготовительном этапе была проведена диагностика детей. По ее результатам разработана рабочая программа. При ее разработке отбирались наиболее интересные и доступные детям темы, сюжеты. Занятия проводились на втором, практическом этапе. Они проходили 1 раз в неделю по 25 минут во второй половине дня, организовывалась коллективная работа на рабочих поверхностях большого формата.
Подготовительный. Освоить безопасную работу ножницами; выработать правильную постановку пальцев; научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной. Научиться резать ножницами, резать и не выходить за контур рисунка, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
3. Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Предполагаемые результаты:
- обретение дошкольниками опыта социально активной деятельности;
- обретение опыта совместной деятельности с использованием ножниц;
- овладение навыками и умениями и применение их в практической деятельности.
- создание коллективных картин
Список литературы
1. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 1986.- 152 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1992. - 208 с.
4. Ю. Б. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 143 с.
5. Гусакова, М. А. Аппликация/М. А. Гусакова. М. : Просвещение, 1987. - 126 с.
6. Гусарова, И. Л. Аппликация в детском саду/ И. Л. Гусарова. М. : Просвещение, 1968.- 250 с.
7. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т. С. Комарова. М., Просвещение, 1991 г. - 251 с.
8. Комарова, Т. С., Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина. М. : Просвещение, 1982. - 305 с.
Примерный план занятий проводимых во время проекта.
№ Тема Задачи
1 Наш город Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами : на глаз по прямой (стены домов, по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения
2 Кошки на окошке Учить детей создавать сюжетную композицию,
самостоятельно применять освоенные приемы вырезания
ножницами : кошку – из бумаги, сложенной пополам, по
нарисованному контуру; а занавески - по прямой, по косой
или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему
замыслу, подбирать красивые цветосочетания. Познакомить
с искусством силуэта. Формировать композиционные
умения – размещать вырезанные элементы, в соответствии с
сюжетом.
3 Машины на улицах
Города Учить детей вырезать машины из прямоугольников и
квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи,
троллейбусы и легковые машины). Совершенствовать
технику вырезания ножницами : по нарисованному контуру
и на глаз. Формировать композиционные умения –
ритмично размещать вырезанные машины на полосе,
показывая направление движения.
4 Наша ферма Показать детям возможность создания образов разных
5животных (овечка, корова, ослик, поросенок и др.) на одной
основе из овалов разной величины. Закрепить умение
вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с
закруглением уголков. Учить детей передавать
пространственные представления (рядом, сбоку, справа,
слева, ближе, дальше).
5 Листочки на окошке Вызвать у детей желание создать коллективную
композицию из вырезанных листочков для интерьера
группы; поддерживать стремление самостоятельно
комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать
симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять
созданные формы ритмом мазков и пятен (красками,
наносить жилкование (карандашами, фломастерами).
Формировать композиционные умения и чувство цвета при
восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать
описательную речь.
6 Звездочки танцуют Учить детей вырезать звездочки из красивых фантиков и
фольги; совершенствовать технику вырезания из бумаги,
сложенной дважды по диагонали. Вызвать у детей желание
создать коллективную композицию из вырезанных
звездочек и нарисованных снежинок для интерьера группы;
поддерживать стремление самостоятельно комбинировать
знакомые техники аппликации (сочетать симметричную и накладную
7 Шляпа фокусника
(оформление цирковой
афиши) Инициировать поиск изобразительно
-выразительных
средств для создания несложного сюжета в аппликации из
бумаги, поддержать творческое применение разных техник
аппликации симметричная, обрывная, накладная).
Расширить спектр технических приемов обрывной
аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание,
сминание). Развивать чувство формы и композиции
8 Весенний букет
(настенная открытка,
этикет поздравлений) Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и листья
из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных
пополам; показать разные приемы декорирования цветка
(накладная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка
пятнышек и прожилок); создавать коллективную
композицию из отдельных элементов; развивать чувство
цвета и композиции. Познакомить с этикетом поздравлений.
Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с
праздником открыткой, сделанной своими руками.
9 Наш аквариум
Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из
отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).
Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из
квадратов и прямоугольников путем закругления углов.
Развивать комбинаторые и композиционные умения:
составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких
частей, красиво размещать на композиционной основе
(аквариум круглой или прямоугольной формы). Обогащать
опыт сотрудничества при создании коллективной
композиции.
Цветы луговые
(панорамная композиция)
Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из
бумажных квадратов, сложенных знакомым способом
«дважды по диагонали». Обогатить аппликативную технику
– вырезать лепестки разной формы, передавая характерные
особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие
васильки, красные маки или гвоздики). Показать детям
возможность составления панорамной коллективной
композиции на единой основе из множества (цветков).
Развивать пространственное мышление и воображение.
Воспитывать интерес к сотворчеству.