Лучший педагог года

Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире

Раиса Бельтюкова
Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире

«Чтобы дети полюбили и поняли природу,

надо одушевить для них весь мир и всю природу,

заставить говорить языком любви и жизни, и немой камень, и журчащий ручей,

и тихо веющий ветер… и порхающую бабочку».

В. Г. Беллинский

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Мне интересно одно из них – ознакомление с природой. Общение с природой вызывает у ребёнка наиболее яркий отклик, когда они видят живое существо : будь то бабочка, собака или кошка. Ребёнок пытается передать свой восторг жестами, мимикой, словами.

Публикация «Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире» размещена в разделах

Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребёнка и это не случайно. С одной стороны они очень похожи на человека - могут ходить, бегать, плавать, прыгать; едят и пьют, глаза и уши им видеть и слышать, т. е. воспринимать окружающий мир и реагировать на него (отпугивать, кричать, убегать).

Дети любят подражать движениям животных, поэтому они с удовольствием играют в подвижные игры, где водящий изображает медведя, зайца; с другой стороны они обладают неповторимым своеобразием, как во внешнем виде, так и в поведении.

Своеобразие и динамичность очень нравятся детям.

О том, что природа является благодатным материалом для развития умственных способностей, говорил классик педагогики К. Д. Ушинский. Показать диалектику окружающего мира, его сложные взаимосвязи проще всего на том, что ближе и понятнее ребёнку. Через систематическое знакомство с растительным и животным миром. Мы развиваем у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать, подводим детей к умению устанавливать причинно-следственные связи живых организмов с окружающей средой.

Здесь возникает проблема экологического восприятия т. к. она помогает понимать все, что происходит вокруг, а значит, требует осмысленного т ответственного отношения как к природе, животным, так и к людям.

Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения в природе и в общении с животными. Так, например, часто дети пытаются втянуть в свою игру кошку или собаку не считаясь с их желаниями и возможностями. Девочки любят обращаться с кошкой, как с куклой: кормить из кукольной посуды, наряжать её в одежду. Такая насильственная игра для независимой кошечьей натуры недопустима. Ребёнку она тоже приносит вред, так как он лишний раз упражняется в безжалостной обращении с животными. Игра допустима при добровольном участии, как малышей, и если общение с ними пущено на самотёк, без руководства взрослых, то оно может оказаться вредным и даже опасным для развивающейся личности ребёнка. Вот почему вначале учебного года я начала работу с родителями с того, что объяснила, как научить маленького ребёнка взаимодействовать с животными и комнатными растениями.

В результате общения с детьми мы выявили, что у 70% детей в доме есть животные, но у детей не хватает знаний и умений по уходу за ними. Поэтому встала задача – научить ребёнка приёмам поддержания чистоты м порядка, приобщая его к трудовым действиям. Недопустимо, чтобы заведённые по просьбе детей животные, становились полностью предметом заботы взрослых.

Так мы вместе с детьми оформили выставку рисунков – «Моё любимое животное».

Так же мы составили книжечку из рассказов детей «Наши меньшие братья».

Вторая задача – научить ребёнка правильному общению с животным миром : мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его боль. Вскоре я заметила не убывающий интерес детей к домашним животным, они стали относиться к ним не как к игрушкам, а как к друзьям. Дети стали охотно рассказывать про них, приносить фотографии в группу, так мы вместе с родителями и детьми оформили альбом с нашими питомцами.

После того, как был установлен контакт с родителями и детьми, я подумала, как расширить кругозор детей, вызвать интерес к диким животным и животным нашего края. Так вот и появилась идея небольшими группами посетить зоопарк – была выбрана тема «Животные нашего края».

Для развития интереса в родительском уголке был предоставлен список художественной литературы и книги. Дети и родители брали книги для чтения домой, рассказывали друг другу о том, что они узнали. Таким образом, дети перед посещением зоопарка имели некоторые знания о среде обитания, особенностях поведения животных, птиц, об их питании размножении.

Яркие впечатления перешли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Знания, полученные в результате совместной деятельности, нуждались а подкреплении. Для этого в развивающую среду были внесены материалы экологической направленности. Детям в зону самостоятельной речевой деятельности (исходя из задач месяца) вносить природоведческие книги, портреты писателей. Наиболее любимыми для детей стали: Е. Чарушин и В. Бианкин, а так же мини диалоги Н. Сладкова.

Вместе с детьми оформили экологическую тропинку на свой участок. Провели интересное занятие с элементами театрализации «В гости к деревьям».

Вместе с родителями устроили выставку детских поделок из природного материала «Осенние фантазии».

Эмоции детей, пластика раскрываются театрализованной деятельности детей. На празднике «Осени» дети легко перевоплощаются в образы «берёзки» и «хитрой лисы». В группе есть пальчиковый театр, куклы из перчаток, куклы би-ба-бо, маски.

В своей работе не забывала я и народное творчество, в работе по развитию речи использовала пословицы, поговорки, загадки.

Вместе с родителями организовала выставку работ «Мой любимый осенний месяц».Где дети составляли описательные рассказы и использовали речи – доказательства.

В своей работе я широко использовала игры природоведческого характера, целевые экскурсии, длительные наблюдения, опыты, экспериментирование. Игры типа – «Каких животных нарисовал художник» или «Кто, кого боится» помогают выявить способность ребёнка сконцентрироваться, распределить внимание. А улучшая внимание ребёнка, мы помогаем развитию запоминания, кроме того, эти игры, кроме концентрации внимания, улучшают подготовку к письму, мелкие движения пальцев, важные для красивого подчерка.

Аналогичные игры «Кто в лесу живёт», «Кто, что ест» помогают наглядно получить информацию и выбрать нужную, классифицируя предметы по их признакам. В этих играх ребёнок мало говорит, но учится концентрировать внимание, развивает зрительную память, а информация, полученная, в этой игре поможет получить представление о животном мире и дальнейшем составить рассказ. При рассказывании, например, сказки или составлении рассказов, я использую рисунки. Говорю детям, что давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории и события, которые им надо запомнить и сохранить для других поколений они рисовали. Такой вид записи называется рисуночным письмом или пиктографией. Затем предлагаю поиграть в нарисованные истории. Например: В одном лесу жил Ёжик. Однажды он, собирая грибы на красивой, лесной полянке, он увидел улитку. Дети придумывают истории дальше, а я, помогая в выборе символических изображений: леса, домика, гриба, улитки и т. д. затем одни дети рисуют, а другие «читают истории» и рассказывают содержание. Так же рисуем для запоминания такую загадку:

«Не мышь, не птица

В лесу резвиться

На деревьях живёт

И орешки грызёт»

(Белка)

Всю работу, проведённую в блоке совместной деятельности, мы закрепляли в организованной деятельности, расширяли представления о различных областях окружающей деятельности, стимулируя различными приёмами обучения - познавательный интерес к ней. «Как растёт растение», «Путешествие Дружка в лес», «В гости к ёжику».

Через воображаемую ситуацию, возникшую в результате игрового, или символического обозначения старались вызвать эмоциональное отношение на поиск решения задач. Поэтому при проведении развивающих занятий, организовали деятельность ребёнка так, чтобы она была интересной. И на мой взгляд нет ничего интереснее природы! Ведь мы её дети!

Публикации по теме:

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность.

Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений.

Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей Каждым народом выработаны разнообразные фольклорные формы, с помощью которых происходит приобщение детей к культурной среде, формируются.

Опыт работы «Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе» в средней группеОпыт работы «Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе» в средней группе Опыт работы на тему: Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе в средней группе Воспитатель МБДОУ.

Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Презентация опыта работы по теме: «Использование игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Выполнила:.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений» Цель: – создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи экологического воспитания: • Формировать элементарные.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль семьи в формировании личности ребенка Ребенок-это зеркало нравственной жизни родителей. В. А. Сухомлинский. Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет,.

Значение игры в формировании личности ребенка Дошкольный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире
Опубликовано: 5 октября 2015 в 21:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД