Учебно-методическая разработка «Семья и ДОО: совместное воспитание дошкольника»

Наталья Кузнецова
Учебно-методическая разработка «Семья и ДОО: совместное воспитание дошкольника»

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наша счастливая ста-рость. Ибо, что мы посеем, то и пожинаем. Иногда мы задумываемся, каким будет человек будущего, забывая о том, что возможно он ходит в наш детский сад, воз-можно в нашу группу. Он удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда доку-чает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою инди-видуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Знает ребенок еще очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом ми-ре взрослых, иногда бывает испорчен неудачным семейным воспитанием.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи-тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Педагоги нашего ДОО не могут представить свою работу без сотрудничества с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Задачи:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и про-ведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта;

развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством со-вместной творческой деятельности детей и родителей;

повышать педагогическую компетентность родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможно-стях.

Ожидаемые результаты:

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, ро-дителями и педагогами;

развитие креативных способностей детей и родителей в совместной кон-курсной деятельности;

появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

обобщение опыта семейного воспитания;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Мы, воспитатели, проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатываем разнооб-разные способы вовлечения в работу большей части семей. Для успешного со-трудничества мы изучаем семью воспитанника, повышаем уровень педагогиче-ской компетентности родителей через:

лекции;

семинары;

консультации;

родительские собрании;

экскурсии во ДОО;

показ занятий для родителей;

организация совместных дел;

клуб молодых родителей;

анкетирование;

беседы;

пособия;

дискуссии;

круглые столы;

привлекаем родителей к работе детского сада посредством организации до-суговых мероприятий.

Важна для родителей наглядная форма работы. Она служит стимуляцией актив-ности родителей:

папки-передвижки;

родительский уголок;

памятки-рекомендации;

открытки-приглашения;

выставки;

выпуск газет, на страницах которых родители с удовольствием делятся своими новостями, информацией о путешествиях, рецептами, приносят фо-тографии;

фоторепортаж. С большой любовью и интересом педагоги совместно с ро-дителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т. д.

Одна из важных форм работы с родителями:

праздники;

развлечения. Их готовят не только педагоги, но и активно участвуют роди-тели, несмотря на занятость. Это дает им возможность лучше понимать своих детей, когда те выступают перед ними. Родители проявляют смекал-ку, фантазию в различных конкурсах, читают стихи, рассказывают истории. А на лицах детей можно увидеть радость и гордость за своих родителей;

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей— установле-ние доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объеди-нение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмо-сферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую под-держку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатления-ми, любовью, доверием к окружению.

Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родите-лям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психо-лого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогиче-ской деятельности.

Подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осу-ществления подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблю-дение как общепедагогических условий, так и специфических условий:

• Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями.

• Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.

• Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

• Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.

• Взаимосвязь разных форм работы с родителями.

• Одновременное влияние родителей и детей.

• Обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, сис-темы.

Такие условия помогают найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланирован-ные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др., и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание по-мочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к уча-стию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспи-тании своих детей.

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Воспитание именно в семье — это основа основ. Все остальное: садик, шко-ла, институт, окружение — дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей — это основное условие воспитания. Что ребенок вид ежедневно в семье, то он обязательно пере несет во взрослую жизнь.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тре-нингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуж-дение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыб-ку и любовь.

Список используемой литературы:

1. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Мо-лодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577

2. - Т. Н Доронова – активные формы работы с родителями.

3. - А. В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008

4. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

6. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровожде-ние. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Изда-тельство Скрипторий 2003", 2006.

8. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

9. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.

10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. - М.: Айрис-пресс, 2006.

11. Е. А. Грименко - «Семья и ДОУ: совместное воспитание дошкольника»

Публикации по теме:

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками "Загадочная свистулька" 2. (Слайды мини музея "Русская игрушка").

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» "Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.

Методическая разработка родительского собрания «Семья — моя радость» (старшая группа) Цели: раскрыть важность семьи для становления человеком; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать.

Методическая разработка родительского собрания «Мама, папа, я — читающая семья» Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирование человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции.

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

ООД «Моя семья» по учебно-методическому комплекту Л. Л. Шевченко «Добрый мир»ООД «Моя семья» по учебно-методическому комплекту Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Цель: закрепить знания детей о семье. Задачи: • закрепить представления детей о семье, родственных связях; формировать умение рассказывать.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Учебно-методическая разработка «Семья и ДОО: совместное воспитание дошкольника»
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 13:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...