Лучший педагог года

«Потехе — час». Учебное занятие по окружающему миру (1 класс. УМК «Перспектива»)

Надежда Дорофеева
«Потехе — час». Учебное занятие по окружающему миру (1 класс. УМК «Перспектива»)

Тема урока: Потехе – час.

Цели и задачи урока:

Образовательная: Раскрыть вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час», показать роль игры как часть культурного богатства народа, в том числе своего края; формировать умение разумно и с пользой проводить свободное время; познакомить с правилами игрового поведения, с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.

Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мыслительную деятельность через приёмы анализа, синтеза и классификации.

Публикация «„Потехе — час“, Учебное занятие по окружающему миру (1 класс, УМК „Перспектива“)» размещена в разделах

Воспитывающая: прививать интерес к игрушкам и играм, как части культуры русского народа.

Оборудование: набор карточек со словами «игрушки», «игра», мультмедийный проектор, компьютер, игрушки детей, учебник, рабочая тетрадь, рисунки детей, презентации.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: Узнавать и называть игрушки и игры на рисунках учебника, приводить примеры игр и игрушек, называть игры своего народа, знать и соблюдать правила игрового поведения. Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час».

Личностные УУД: осваивать роль ученика, формировать интерес к учению; самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: учиться ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной и схематической форме; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать и распо-лагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; высказывать и обосновывать свою точку зрения; доносить свою позицию до других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации).

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию); овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои достижения.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учению.

-Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке окружающего мира.

За окном уже редко светит яркое солнышко, но оно пришло к нам в класс.

(слайд 1.)

- Посмотрите, какое оно красивое. Давайте и мы улыбнёмся ему, и нам станет теплее. У кого-то сегодня плохое настроение, кто-то встал не с той ноги… Но всё же давайте попытаемся всё плохое оставить за дверью.

А теперь представим себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе! А теперь улыбнитесь друг другу. Ну, а чтобы совсем поднять настроение, потрите ладошки. Молодцы! Нам стало тепло и уютно.

- Я надеюсь, что каждый из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.

- Скажите, что нужно нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

II. Актуализация знаний.

Игра «Доскажи словечко».

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте.

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал

А лисице на зубок

Все ж попался ….(колобок)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Добротою знаменит

Добрый доктор (Айболит)

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена….(Крокодил)

Его хозяин - мальчик Робин

Его приятель – Пятачок.

Он раз был облаку подобен

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок….(Вини-Пух)

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок. Не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснято для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка

Он зовется (Чебурашка)

(слайды 2- 6)

- Повторите слова-отгадки еще раз. Назови их одним словом. Где можно встретить сказочных героев? А где читаем сказки?

-Вы приготовили рисунки к своим любимым сказкам. (выставка детских рисунков) Дети выходят и рассказывают про свои сказки.

III. Самоопределение к теме урока.

На партах конверты со словами - частями пословицы:

делу -, потехе -, время, час.

Составьте пословицу, работая в парах. Вспомним правила работы в парах. (дети вспоминают правила)

Делу – время, потехе – час. (слайд 7)

-Объясни смысл пословицы.

- О какой части пословицы мы уже говорили? О какой части будем говорить?

- Какая же тема нашего урока? (потехе – час) (слайд 8)

- Что означает слово «потеха»?

Мы вернемся к нему в конце урока.

IV. Целеполагание.

- Закройте глаза и представьте, что вы летите на волшебном ковре-самолете. Он вас принес в одно необычное царство-государство. Вы оказались на улице этого государства и к вам навстречу идут его жители. Откройте глаза. Сейчас мы узнаем, что это за жители.

- Откройте учебник на с. 48 и посмотрите на страницу внимательно. На ней сфотографированы подданные этого великого царства-государства. Одни из них рассказывают о прошлом времени, другие – о настоящем. Как их назвать одним словом? (игрушки). Учитель выкладывает слово на доске:

ИГРУШКИ.

- А как можно назвать само царство-государство? (игра). Учитель выкладывает слово на доске:

ИГРА.

- Какие получились слова? О чем будем говорить?

- А что мы узнаем о них? (Какие бывают игрушки, об игрушках старинных и современных, о правилах игры и играх. Познакомимся со старинными играми).

V. Открытие нового знания.

- Давайте себе представим, что мы работаем в бюро подарков. И вот к нам пришли посетители. Одна пара как пара, обычные ребята, похожие на вас. (дети показывают картинки, а вот другие дети необычные. (показывают картинку)

- Как вы думаете, откуда они пришли к нам? (из прошлого)

А как вы узнали об этом? (по костюмам)

- Давайте теперь распределим игрушки между этими ребятами, чтобы каждому досталась игрушка своего времени. Для этого дадим каждой игрушке название. (дети по цепочке называют игрушки)

Поработайте в парах и раздайте игрушки детям.

Проверка по эталону (Слайд 9 – 10).

- Ребята, как мы узнали, какому времени принадлежит та или иная игрушка?

(из какого материала она сделана – резиновый и тряпочный мяч; какой вид транспорта изображает игрушка: повозку, похожую на уточку, коней, запряженных в экипаж, коня с седлом, колесный пароход, грузовой автомобиль, самолет; каковы особенности кукол, их лиц, наряда: кукла, у которой нет лица – старинная, кукла с лицом – современная).

VI. Физкультминутка.

Веселая зарядка «Повтори движение» : презентация и музыка.

Слайды 11- 21

VII. Продолжение урока.

- Дети за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

-У вас есть тоже любимые игрушки. Сегодня вы их принесли на урок. Расскажите о них. (дети выходят и рассказывают об игрушках)

- История игрушки, вероятно, равна истории человечества. Делали их когда-то родители, старшие братья и сестры из соломы, тряпочек, деревянных чурок, лепили из глины, наряжали маковые стебельки с головками. Такие игрушки были у большинства детей. Дети любили своих первых кукол. Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них.

250 лет назад в нашем Курском крае женщины деревни Кожля Курчатовского района стали лепить из глины игрушки. Так появилась Кожлянская глиняная игрушка. Она изготавливается из белой глины. Расписывали кожлянские игрушки с помощью гусиного пера красками, наведё нными на молоке и яичном желтке: розовой, голубой, желтой и зеленой краской. Их отличие от других глиняных игрушек в том, что это, прежде всего, игрушка - свистулька. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко. Сюжеты игрушки – барыни, всадники, домашние животные, чаша «курский соловей».

(слайды 22 – 25)

Первыми мастерицами игрушки были:

КОВКИНА Валентина Венедиктовна (22.V.1922 — 19.IX.2012) — мастер кожлянской игрушки. 16 мая 2012 года исполнилось 90 лет со дня её рождения. Победитель Всероссийского конкурса народного искусства «Душа России» (2003). Автор новых форм кожлянской игрушки. Её игрушки можно увидеть в суджанском музее. (слайд 26)

Мастерицы кожлянской игрушки - Ольга Ивановна Дериглазова. 8 июля 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения Дериглазовой Ольги Ивановны (1912-2004). О. И. Дериглазова участвовала в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Её произведения находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, в художественных музеях Омска, Тулы, в Курском областном краеведческом музее, в галерее им. А. А. Дейнеки. (слайд 27)

Сегодня традиции кожлянской игрушки сохраняют их ученики.

- Ребята, без чего не получится поиграть в игру? (без правил)

- Давайте посмотрим на рисунки, где изображены подвижные игры для улицы, и назовем правилах этих игр.

( дети называют правила игр: со скакалкой – прыгать определенное количество раз, нельзя задевать скакалку, прыгать определенным способом; бадминтон – воланчик не должен коснуться земли)

- Как вы думаете, это старинные или современные игры?

- Игра со скакалкой хоть и придумана давно, но любима до сих пор. Раньше она называлась «в веревочку». Игра в бадминтон тоже была придумана очень давно древними индейцами Америки, но в Россию пришла недавно. Игровые предметы: скакалка, воланчик, ракетки в старину делались из других материалов.

- Какие игры знаете вы? Назовите свою любимую игру.

- Когда дети играют, бывает, что они ссорятся, ругаются. Ребята, какие нужно соблюдать правила, чтобы не ссориться?

Памятка: Как играть, чтобы не ссориться.

1. Уважай товарищей по игре, будь вежлив.

2. Умей уступать.

3. Проиграешь – не реви, учись проигрывать. В другой раз непременно выиграешь.

4. Соблюдай правила игры, не хитри, не обманывай.

5. Играй до конца, не подводи товарищей.

- А кто знает, как называется игра, в которую играют дети и взрослые на старинной фотографии? (жмурки)

- Что нужно сделать прежде всего, чтобы начать в нее играть? (выбрать водящего)

- Как это можно сделать? (с помощью считалки)

- Давайте прочитаем считалку на с. 49. (читает читающий ученик)

- Какие вы знаете считалки? Расскажите. (дети выходят и рассказывают считалки)

Вышла мышка как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре-

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Выходи из круга вон!

Ежик. Ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок,

Встал в кружок и ну считать-

Нам водилу выбирать.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке – теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдет,

Тот из круга вон пойдет.

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты!

- Но в старину не только дети играли в эту игры. Но и в другие игры.

( показ презентации старинных игр: слайды 28- 35)

- Какие игры запомнили (дети перечисляют игры)

- Ребята, урок мы начали с пословицы «Делу – время, ….» (дети заканчивают).

- Но мы ни разу не говорили о потехе, а о чем мы говорили? (об игре и игрушках)

- Как думаете, почему (игра – это лучшая потеха для детей)

- Что такое потеха? (потеха – это игра, развлечение).

- Теперь в конце каждого урока, после того как вы потрудитесь, мы будем отводить несколько минут для потехе. Но это только при условии. Что вы будете соблюдать правила урока: слушать внимательно, поднимать руку для ответа, уважать своих одноклассников, выполнять все задания. Словом, поступать так, как советует пословица ««Делу – время, потехе – час

VIII. Рефлексия.

- Какое сделали открытие?

- Какое задание понравилось больше на уроке?

- Что вызвало затруднение.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Кому на уроке было интересно, кто для себя сделал открытие, поднимите зелёную карточку.

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке - красную карточку.

Кто работал не очень активно – желтую карточку.

IХ. Домашнее задание.

На шаблоне игрушки с помощью взрослых напишите название игрушек, которыми они играли, и название игр, в которые они любили играть в детстве.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по окружающему миру, физкультуре и конструированию (оригами) для средней группы «Птицы» Интегрированное занятие по окружающему миру, физкультуре и конструированию (оригами) для средней группы «Птицы». Цель: закрепить знания.

Комплексное-позновательное занятие по окружающему миру «Я здоровья берегу — сам себе я помогу» Комплексное-познавательное занятие по окружающему миру для старшего возраста Тема: «Я здоровья берегу – сам себе я помогу» Программное.

Комплексное занятие по окружающему миру и художественному творчеству «Зимние виды спорта» ГБОУ «Школа лицей №1420» дошкольное отделение корпус №6 Комплексное занятие по окружающему миру и художественному творчеству «Зимние.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство».Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Внеклассное занятие по окружающему миру для 1–4 класса «Все о зимующих птицах»Внеклассное занятие по окружающему миру для 1–4 класса «Все о зимующих птицах» Цели: Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, показать их разнообразие, учить выделять существенные признаки птиц, с устройством.

Занятие по окружающему миру и ручному труду «Историческое путешествие по родному поселку» Интегрированное открытое занятие для подготовительной группы по окружающему миру и ручному труду на тему «Историческое путешествие по родному.

Занятие по окружающему миру «Кошки» Цель: *Закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств; особенности.

Занятие по окружающему миру в средней группе на тему «Времена года» с использованием кубиков СУ Никитиных Занятие в средней группе на тему «Времена года» с использованием кубиков СУ (Никитиных) Цель: Развивать у детей внимание, речь, воображение,.

Занятие по развитию речи и окружающему миру «Дикие и домашние животные» МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов», дошкольные группы Занятие по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Потехе — час». Учебное занятие по окружающему миру (1 класс. УМК «Перспектива»)
Опубликовано: 23 марта 2016 в 16:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД