Лучший педагог года

Умственное воспитание детей с ЗПР

Татьяна Мельникова
Умственное воспитание детей с ЗПР

Коррекционно-воспитательная работа по умственному воспитанию детей с ЗПР направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия, мышления и речи, а также воспитания определенных качеств личности. Эта работа осуществляется в дошкольном учреждении - в повседневной жизни, при ознакомлении с окружающим в процессе формирования всех видов детской деятельности и на специальных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по обучению игре (особую роль при этом выполняет дидактические игры, изобразительной деятельности, навыкам самообслуживания.

Публикация «Умственное воспитание детей с ЗПР» размещена в разделах

1. Развитие внимания и запоминания

Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослым необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения) способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве (кукольный театр, теневой театр). Зрительное внимание активизируются в играх, где дети должны запоминать местонахождения игрушек. Постепенно (на 2 году обучения) увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. К концу 2 года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание.

Развитие внимания тесным образом переплетается с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Для формирования произвольного запоминания с детьми проводится дидактические игры в которых задачи на запоминание постепенно усложняется:

«Найди свою игрушку»

«Что изменилось?»

«Чего не хватает?»

Другое направление в развитии запоминания - это запоминание местонахождения предметов, с начала на ограниченном пространстве, затем в пределах групповой комнаты («Запомни и найди свою игрушку»). Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания, (которым дети должны овладеть к концу обучения в детском саду).

2. Развитие восприятия и представлений

В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Для того, чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать – то есть формировать у него перцептивные действия. Но этого еще недостаточно. Необходимо определить отношение его цвета к другим цветам, его формы к другим формам,

его звука к другим звукам. Для детей с ЗПР характерно отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия. Второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация. Третья задача - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях – коррекция, в других – компенсация.

Чтобы развитие восприятия и представлений у детей с ЗПР шло успешно, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. Все занятия связанные с развитием восприятия и представлений, на первых годах обучения должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом, В ходе игры дети должны учитывать свойства и отношения предметов. На следующих годах обучения, когда у детей сформируется интерес к предметам, к их свойствам и отношениям, перед ними можно будет уже ставить и чисто познавательные задачи.

Названия свойств и отношений должны употребляться только тогда, когда дети их выдели и поняли их значение. На втором году формируют более высокий способ ориентировки на свойства - зрительное соотнесение. Выбор по образцу: по цвету, форме, величине. Кроме свойств предметов ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Еще одно из важных направлений в работе по развитию восприятия оказывается создание целостного образа предмета (сопоставление парных предметов, узнавание предметов, их дифференциация). Развитие восприятий представлений теснейшим образом связана с развитием деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной и конструктивной).

3. Формирование мышления

Важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы:

-наглядно действенное;

-наглядно образное;

-словесно логическое.

У детей с ЗПР отмечается разрыв между действием, словом и образом. Страдает и становление элементов логического мышления, оно развивается замедленно и имеет качественное своеобразие. Поэтому формирование наглядного мышления составит существенное звено в подготовке их к школьному обучению. При формировании наглядно-действенного мышления одной из первых задач является: формирование общественного представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в своей каждодневной жизни (землю копают лопатой; рисуют карандашом; подметают веником, щеткой). Вторая задача - познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами их использования в тех случаях, когда орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается. Ребенок должен выявить внутренние связи между предметами в определенной ситуации и использовать эти связи.

4. Роль знаний об окружающей действительности

в умственном воспитании

Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения - и взаимозависимости. Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни.

5. Развитие речи

Особую роль в умственном воспитании ребенка играет развитие речи. Известно, что детей с ЗПР отмечается недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

А) Формирование предпосылок развития речи.

Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой стороны речи. Предпосылки к развитию речи создается в процессе жизни ребенка в дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно-испытательной работы. Включение в жизнь детей других видов деятельности, изобразительной и трудовой:

-Разной формы коллективной деятельности, в которых ребенок сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные игры).

-Специальные дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, внимания к звукам, специальные занятия по развитию артикуляционного аппарата.

Б) Познавательная функция речи.

Речь является для ребенка средством информации, способом передачи опыта, средство мышления. Познавательная функция речи сложна и многогранна. На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, свойства или отношения с которыми знакомятся дети. Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий глаголов (так как у детей с ЗПР часто встречается смешение обозначений разных действий: пьет и ест, бежит и идет, рисует и пишет).

Важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображенные на картинках. Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений.

В) Регулирующая функция речи

Широко распространенным в обучении видом словесной регуляции является инструкция.

На первых этапах обучения инструкцию следует применять в сочетании с наглядными методами обучения. В инструкцию может включаться и жест, показ, образец. Усложняются со временем и структура инструкция - ребенка специально ориентирует на запоминание двух, а затем и трех членой инструкции. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности.

К концу дошкольного обучения дети с ЗПР должны уже уметь подчиняться инструкции, вычленять из нее цель деятельности, соблюдать предположенный порядок выполнения действий, опираться при выполнении инструкция на понимание описанной в ней ситуации не только в привычных условиях по отношению к знакомым объектам или правилам поведения, но и в новых.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Патриотическое воспитание детей с помощью литературыПатриотическое воспитание детей с помощью литературы В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Воспитание детей на Руси "Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умственное воспитание детей с ЗПР
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 16:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД