Папки-передвижки

Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»

Наталья Кучина
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»

Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация) Использование данного вида искусства в оформлении зданий нашего города

Цель:

способствовать формированию знаний обучающихся об одном из видов монументально-декоративного искусства – мозаике.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения мозаики, о роли М. В. Ломоносова в создании мозаичных панно в России

Публикация «Конспект урока „Роль декоративного искусства в жизни человека и общества, Мозаика“» размещена в разделах

2. Сформировать представление о технологии изготовления мозаики

3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию

4. Учить умению оценивать поисковую работу своих одноклассников

5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма

6. Развитие ценностной компетенции

Тип урока : интегрированный урок (изобразительное искусство, история, технология)

Вид урока : урок с применением элементов исследовательской работы

Оборудование урока :

1. Литературный ряд:

1) А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики», Москва, «Просвещение», 1979 г. ;

2) Н. М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1996 г.

3) Журнал «Юный художник» № 11, 2011 г.

2. Зрительный ряд:

1) Словарь: мозаика, монументальное, смальта, мозаичист.

2) Презентация к теме урока.

3. Интернет – ссылки:

1) https://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16810

2) https://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/

3) https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мозаика/

4. Для обучающихся:

1) Альбом;

2) Сообщения к уроку (индивидуальное задание)

Содержание урока :

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Человек с давних пор стремится украсить свой быт, сделать его более нарядным и праздничным. И это не случайно, в этом, по-видимому, выражается его любовью к прекрасному.

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свои жилища и предмета быта.

Художественно отделанные предметы, которые имеют практическое назначение, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Их различают по форме, материалу, технике изготовления и обработке.

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Дайте характеристику предметов декоративно - прикладного искусства. (На экране образцы знакомых промыслов (гиперссылка на)

• Слайд № 2. Хохломская посуда;

• Слайд № 3. Жостовские подносы;

• Слайд № 4. Дымковская игрушка.

По ссылке переходим на 1 слайд

На мольберте рисунок мозаики

3. Формирование новых знаний.

Что вы можете сказать об этом произведении искусства?

(На экране панно, которое выполнено в технике мозаика)

Действительно, это мозаика. С античности до наших дней она украшает фасады зданий и интерьеры.

Сегодня на уроке я ставлю перед собой цель: познакомить вас с одним из видов монументально-декоративного искусства – мозаикой (слайд №5) Рассказать вам историю возникновения мозаики. Во время рассказа мне будут помогать ребята, которые на прошлом уроке получили домашнее задание: подготовить сообщения о истории возникновения мозаики.

А какие цели ставите вы перед собой на этом уроке?

Мозаика является одним из видов монументального искусства.

В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты, керамики, дерева и других материалов. (определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд)

Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов было известно еще в эпоху античности.

При раскопках в столице древней Македонии – городе Пеле, на полах некоторых домов, датируемых концом IV в. до н. э., найдены хорошо сохранившиеся мозаичные картины из речной гальки, в основном на мифологические и охотничьи сюжеты. На этом панно Дионис изображен в образе красивого обнаженного юноши. Профиль юноши - бога очерчен изящными тонкими линиями из полосок свинца. Тело Диониса набрано из мелкой белой гальки. Оно контрастирует с темным фоном картины. Другие части изображения выполнены из цветной гальки.

В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославилась мозаика «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками. В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики.

(Переход на следующий слайд (№7)

Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI веке средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе папы основывают специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.

В конце XVI века мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать столы, ниши дворцов и т. д.

На Руси искусство мозаики стало известно с XI века от византийских мастеров.

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Презентация (сообщение ученика)

Совершенно верно, в наше время мозаикой украшают не только стены общественных зданий, но интерьеры различных помещений.

А в нашем городе есть здания или интерьеры украшенные мозаикой?

(гиперссылка на 10 слайд)

III. Мозаика своими руками

Давайте мы сегодня с вами попробуем создать панно.

IV. Как сделать «Схема выполнения задания»

1. Распечатайте рисунок. Переведите его на картон с помощью копировальной бумаги.

2. Нарежьте цветную бумагу на мелкие квадратики размером 3х3 мм или 5х5 мм. Для этого сначала нарежьте тонкую лапшу – узкие полоски шириной 3-5 мм, а затем «накрошите» их ножницами поперек.

3. Кисточкой нанесите на рисунок клей небольшими участками, чтобы бумага не намокала и не деформировалась.

4. Деревянной заостренной стороной этой же кисти сначала прижмите к намоченному поролону, а затем к цветному квадратику бумаги, чтобы перенести его в нужное место рисунка. Для удобства цветные квадратики из бумаги можно разложить по цвету в разные коробочки.

5. Кусочки бумаги сначала нанесите на контур рисунка, следя, чтобы они закрывали линю обводки. Затем заполняйте середину рисунка. Сделайте зеленую травку и цветочки: трава - это длинные полоски зеленой бумаги, нарезанной «лапшой», а цветы – разноцветные кусочки бумаги.

6. Вырежьте и наклейте глаза. Бороду козлику сделайте из тонких полосок белой бумаги, немного завейте их. Для этого проведите по полоске ножницами с небольшим усилием.

7. Контур козлика обведите черным фломастером. Получилась аппликация из бумаги в технике мозаика.

Можно наклеить козлика на согнутый в виде открытки картон. А можно вставить в рамочку и повесить на стену.

4. Практическое задание

5. Рефлексия

6. Выставка работ

Схема работы с гиперссылками в презентации учителя

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Переходим по ссылке на слайд №2,3,4

По ссылке переходим на 1 слайд

На экране панно, которое выполнено в технике мозаика (гиперссылка)

Определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд, затем переход на следующий слайд №7 (гиперссылка на первый слайд)

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Ссылка на презентацию (сообщение учащихся сопровождается презентацией)

Гиперссылка на 1 слайд

III. Мозаика своими руками

по гиперссылке на 8-9- 10 слайд затем на 1 слайд

IV. Как сделать

Переход на презентацию «Схема выполнения задания»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий.

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт». Урок изобразительного искусства в 6 классе. [/b] Тема «Изображение предметного мира – натюрморт» Цель урока: • Познакомить учащихся с основами.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Строение тела человека» Цель:- знать строение своего тела, основные органы и их функции; - уметь определять местонахождения основных внутренних органов. Ход урока.

Урок по Орксэ в рамках модуля «Основы православной культуры» в 4 классе «Десять заповедей и их роль в жизни человека» Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной.

План-конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Цвета и их роль в жизни человека» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель занятия:.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Конспект презентации с применением ИКТ «Роль воды в жизни человека» Цель:расширять представление детей о воде. Задачи:дать представление детям о том,что вода нужна всем живым организмам; дать детям знания.

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения» Технологическая карта урока изобразительного искусства учитель изобразительного искусства Пермина П. Д. 5 класс УМК: С. П. Ломов «Изобразительное.

Эссе на тему: «Роль педагога и педагогики в жизни человека» Цитата: «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной.

Эссе «Роль профессии воспитателя на современном этапе развития общества» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»
Опубликовано: 24 марта 2017 в 15:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД