Получи документы

Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»

Наталья Кучина
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»

Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация) Использование данного вида искусства в оформлении зданий нашего города

Цель:

способствовать формированию знаний обучающихся об одном из видов монументально-декоративного искусства – мозаике.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения мозаики, о роли М. В. Ломоносова в создании мозаичных панно в России

Публикация «Конспект урока „Роль декоративного искусства в жизни человека и общества, Мозаика“» размещена в разделах

2. Сформировать представление о технологии изготовления мозаики

3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию

4. Учить умению оценивать поисковую работу своих одноклассников

5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма

6. Развитие ценностной компетенции

Тип урока : интегрированный урок (изобразительное искусство, история, технология)

Вид урока : урок с применением элементов исследовательской работы

Оборудование урока :

1. Литературный ряд:

1) А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики», Москва, «Просвещение», 1979 г. ;

2) Н. М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1996 г.

3) Журнал «Юный художник» № 11, 2011 г.

2. Зрительный ряд:

1) Словарь: мозаика, монументальное, смальта, мозаичист.

2) Презентация к теме урока.

3. Интернет – ссылки:

1) https://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16810

2) https://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/

3) https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мозаика/

4. Для обучающихся:

1) Альбом;

2) Сообщения к уроку (индивидуальное задание)

Содержание урока :

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Человек с давних пор стремится украсить свой быт, сделать его более нарядным и праздничным. И это не случайно, в этом, по-видимому, выражается его любовью к прекрасному.

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свои жилища и предмета быта.

Художественно отделанные предметы, которые имеют практическое назначение, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Их различают по форме, материалу, технике изготовления и обработке.

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Дайте характеристику предметов декоративно - прикладного искусства. (На экране образцы знакомых промыслов (гиперссылка на)

• Слайд № 2. Хохломская посуда;

• Слайд № 3. Жостовские подносы;

• Слайд № 4. Дымковская игрушка.

По ссылке переходим на 1 слайд

На мольберте рисунок мозаики

3. Формирование новых знаний.

Что вы можете сказать об этом произведении искусства?

(На экране панно, которое выполнено в технике мозаика)

Действительно, это мозаика. С античности до наших дней она украшает фасады зданий и интерьеры.

Сегодня на уроке я ставлю перед собой цель: познакомить вас с одним из видов монументально-декоративного искусства – мозаикой (слайд №5) Рассказать вам историю возникновения мозаики. Во время рассказа мне будут помогать ребята, которые на прошлом уроке получили домашнее задание: подготовить сообщения о истории возникновения мозаики.

А какие цели ставите вы перед собой на этом уроке?

Мозаика является одним из видов монументального искусства.

В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты, керамики, дерева и других материалов. (определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд)

Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов было известно еще в эпоху античности.

При раскопках в столице древней Македонии – городе Пеле, на полах некоторых домов, датируемых концом IV в. до н. э., найдены хорошо сохранившиеся мозаичные картины из речной гальки, в основном на мифологические и охотничьи сюжеты. На этом панно Дионис изображен в образе красивого обнаженного юноши. Профиль юноши - бога очерчен изящными тонкими линиями из полосок свинца. Тело Диониса набрано из мелкой белой гальки. Оно контрастирует с темным фоном картины. Другие части изображения выполнены из цветной гальки.

В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославилась мозаика «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками. В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики.

(Переход на следующий слайд (№7)

Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI веке средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе папы основывают специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.

В конце XVI века мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать столы, ниши дворцов и т. д.

На Руси искусство мозаики стало известно с XI века от византийских мастеров.

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Презентация (сообщение ученика)

Совершенно верно, в наше время мозаикой украшают не только стены общественных зданий, но интерьеры различных помещений.

А в нашем городе есть здания или интерьеры украшенные мозаикой?

(гиперссылка на 10 слайд)

III. Мозаика своими руками

Давайте мы сегодня с вами попробуем создать панно.

IV. Как сделать «Схема выполнения задания»

1. Распечатайте рисунок. Переведите его на картон с помощью копировальной бумаги.

2. Нарежьте цветную бумагу на мелкие квадратики размером 3х3 мм или 5х5 мм. Для этого сначала нарежьте тонкую лапшу – узкие полоски шириной 3-5 мм, а затем «накрошите» их ножницами поперек.

3. Кисточкой нанесите на рисунок клей небольшими участками, чтобы бумага не намокала и не деформировалась.

4. Деревянной заостренной стороной этой же кисти сначала прижмите к намоченному поролону, а затем к цветному квадратику бумаги, чтобы перенести его в нужное место рисунка. Для удобства цветные квадратики из бумаги можно разложить по цвету в разные коробочки.

5. Кусочки бумаги сначала нанесите на контур рисунка, следя, чтобы они закрывали линю обводки. Затем заполняйте середину рисунка. Сделайте зеленую травку и цветочки: трава - это длинные полоски зеленой бумаги, нарезанной «лапшой», а цветы – разноцветные кусочки бумаги.

6. Вырежьте и наклейте глаза. Бороду козлику сделайте из тонких полосок белой бумаги, немного завейте их. Для этого проведите по полоске ножницами с небольшим усилием.

7. Контур козлика обведите черным фломастером. Получилась аппликация из бумаги в технике мозаика.

Можно наклеить козлика на согнутый в виде открытки картон. А можно вставить в рамочку и повесить на стену.

4. Практическое задание

5. Рефлексия

6. Выставка работ

Схема работы с гиперссылками в презентации учителя

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Переходим по ссылке на слайд №2,3,4

По ссылке переходим на 1 слайд

На экране панно, которое выполнено в технике мозаика (гиперссылка)

Определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд, затем переход на следующий слайд №7 (гиперссылка на первый слайд)

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Ссылка на презентацию (сообщение учащихся сопровождается презентацией)

Гиперссылка на 1 слайд

III. Мозаика своими руками

по гиперссылке на 8-9- 10 слайд затем на 1 слайд

IV. Как сделать

Переход на презентацию «Схема выполнения задания»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий.

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт». Урок изобразительного искусства в 6 классе. [/b] Тема «Изображение предметного мира – натюрморт» Цель урока: • Познакомить учащихся с основами.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Строение тела человека» Цель:- знать строение своего тела, основные органы и их функции; - уметь определять местонахождения основных внутренних органов. Ход урока.

Урок по Орксэ в рамках модуля «Основы православной культуры» в 4 классе «Десять заповедей и их роль в жизни человека» Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной.

План-конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Цвета и их роль в жизни человека» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель занятия:.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Конспект презентации с применением ИКТ «Роль воды в жизни человека» Цель:расширять представление детей о воде. Задачи:дать представление детям о том,что вода нужна всем живым организмам; дать детям знания.

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения» Технологическая карта урока изобразительного искусства учитель изобразительного искусства Пермина П. Д. 5 класс УМК: С. П. Ломов «Изобразительное.

Эссе на тему: «Роль педагога и педагогики в жизни человека» Цитата: «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной.

Эссе «Роль профессии воспитателя на современном этапе развития общества» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»
Опубликовано: 24 марта 2017 в 15:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД