МААМ-картинки

Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Татьяна Костикина
Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад

Коломенский г. о., д. Сельнниково

Литературное чтение. 2 класс

Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ». (2-ой урок)»

Приготовила: Костикина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

2017-2018 учебный год

Цель урока : Развитие умений работать над художественным текстом.

Задачи:

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „Е, И, Чарушин „Страшный рассказ“» размещена в разделах

1. Формировать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора.

2. Развивать навыки выразительного беглого чтения; умение активно воспринимать учебный материал.

3. Формировать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать любовь к природе, и бережное отношение к животным.

4. Создать условия для формирования УУД:

1) личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка. (СЛАЙД 2)

- Прочитайте скороговорку:

«У ёжика и ёлки иголки колки»

- Что общего у ежа и ёлки?

- Слово «иголки» однозначное или многозначное?

- Прочитаем скороговорку. Быстрее….

- Читают только девочки. Только мальчики. Первый ряд. Второй ряд. Отдельно 1 ученик.

– Как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения?

III. Проверка домашнего задания.

- С произведениями, какого раздела мы недавно начали работать? (О братьях наших меньших)

- А кто же такие братья наши меньшие?

- Какое произведение изучали на прошлом уроке? («Страшный рассказ»)

- Автор произведения? (Евгений Иванович Чарушин)

(СЛАЙД 3)

- Что запомнили о жизни Чарушина?

- Он сам иллюстрировал книги свои и книги других писателей и поэтов.

(СЛАЙД 4-5)

- Сегодня мы продолжим работать над произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ».

- Ребята. Почему писатель свой рассказ назвал именно так? (Мальчики очень испугались)

- Кто испугал ребят?

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

- Сейчас проверю, как хорошо вы умеете ориентироваться в рассказе.

IV. Физминутка.

Пойдём мы мягко, как лисята.

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

V. Работа по теме урока.

1. Работа над содержанием текста.

- Прочитайте 1-ое предложение рассказа.

- Почему мальчики остались одни? Прочитайте.

- Где происходило действие? Прочитайте.

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?

- Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)

- Что такое смелость? (Смелость – это способность перебороть страх.)

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Мы можем ребят осуждать за их страх?

- Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Прочитаем. Как поступили с ежом мальчики?

- Почему его уже потом никто не боялся?

2. Работа над планом к тексту. Пробный пересказ.

- У каждого из вас на парте лежат карточки. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

1. Мальчики остались.

2. За дверью кто-то ___ ногами по полу.

3. Но тут пришли.

4. Смотрят – да это.

5. Он и потом ___ по ночам, но никто его не боялся.

У нас получился ___ рассказа.

- Вчера мы составляли план с помощью подчеркнутых слов из текста. Какие пункты плана добавились?

- Попробуем пересказать текст по плану.

3. Сравнение текстов.

- Кто из вас видел ежа?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что вы здесь видите?

- Эту иллюстрацию сделал сам автор, так как с детства очень любил рисовать. Значит, он не только писатель, но и кто?

- Что вы знаете о ежах?

- Прочитайте описание ежа из энциклопедии. (СЛАЙД 6)

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, ночью выходит кормиться. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Основную пищу ежа в природе составляют насекомые, главным образом жуки. Он охотно поедает также червей, улиток, мышей, ящериц, лягушек, змей. Еж довольно добродушное животное. Зверёк не нападает на человека.

- Подчеркните предложения, которые показывают, что ежа не надо бояться.

- Какой мы текст прочитали?

- Рассказ Е. Чарушина можно назвать научным?

- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

- Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Чем полезны ежи?

- Почему он появился ночью у ребят на даче?

5. Работа с пословицами. (СЛАЙД 7)

- Прочитайте. Составьте три пословицы, соединяя начало из первого столбика с концом из второго столбика.

У страха тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, глаза велики.

Трус своей а кто узнал и навстречу ему идёт

- Подчеркните пословицу, которая больше других подходит к нашему рассказу.

VI. Рефлексия. (СЛАЙД 8)

- Я буду читать предложения. Кто считает, что в нём говорится про него, тот поднимает руку.

• работал на уроке активно;

• давал полные и правильные ответы на вопросы;

• не допускал ошибок при чтении;

• помогал товарищу;

• был внимателен и сосредоточен;

• использовал для ответа знания, полученные на других уроках.

VII. Итог.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо беречь и любить природу?

- Чарушин на этот вопрос ответил так: (СЛАЙД 9) «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».

- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?

VIII. Домашнее задание: к. с. 136-138 (пересказ).

Список литературы :

1. Е. С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

2. А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

3. С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Л. А. Концева «Как учить работать с книгой», М. ,1995

4. С. А. Дыбленко, О. В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

5. О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по пересказу «Страшный рассказ»Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по пересказу «Страшный рассказ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развитие действия построения наглядной модели сказки. 2. Развитие речи. МАТЕРИАЛ: Текст рассказа «Страшный.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот» Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: презентация.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 17:50
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД