Получи документы

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) «Вода в жизни человека»

Евгения Севрюкова
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) «Вода в жизни человека»

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, расширять знания о воде (реки, моря, ручейки, водопады,океаны)

Задачи:

дать знания детям о воде, как об источнике жизни человека и всего живого на Земле;

совершенствовать знания детей о разных состояниях воды;

вызвать радость у детей от открытий, полученных из опытов;

активизировать и обогащать словарь детей;

воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека.

Оборудование:

• Глобус

• Картинки (море, река, водопад, ручей, три состояния воды)

Публикация «Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) „Вода в жизни человека“» размещена в разделах

• Пластиковые стаканчики; сахар; чайная ложка, кисточки, краска,

• Конверты с пазлами, фишки (красные, зелёные)

Ход занятия.

Организационный момент. (психологический настрой)

Актуализация знаний.

Звучит шум воды- Что вы слышите? Посмотрите, я вам покажу картинку, где же живет вода (показ картинки моря)

_ Что же мы с вами видим (море.)

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?/ о воде/

Постанова темы и цели урока

-Совершенно верно, о воде и ее значении в жизни человека и всего живого на земле

- Посмотрите, я вам покажу картинки, где же живет вода

Показ следующей картинки. Посмотрите и скажите –это, что такое здесь изображено?

Дети: Река.

Правильно- это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Послушаем реку. (шум реки)

Посмотрите на следующую картину. Это, что, ребята,такое- вы знаете?

Дети: Водопад.

- Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?

Дети: Ручей.

- Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается?

Дети. У ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.

- Ребята, а знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

-А нам с вами нужна вода?

Дети: Да

-А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

- Ребята, а ели бы не было воды.

Что произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Рассказ учителя о воде

-Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. Челок практически состоит из воды-80%.

_ Как вы думаете, много ли воды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на глобус.

Учитель показывает глобус, который стоит на столе.

-На Земле вода везде. Посмотрите на модель Земли.

-Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?/голубой/

-Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой».

А кто знает, сколько на земле океанов? (5 океана, а сколько морей (много).

Суша занимает четвертую часть Земли.

Давайте все проверим.

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. Так много или мало воды на Земле? (Много).

-Вода является не только добрым другом и помощником для человека, животных и растений.

-Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли по рекам теплоходы.

-Вода - минеральных источников оказывает лечебное действие. Люди пьют ее для поддержания здоровья, для лечения болезней.

Собери пазл картинки (море, ручеёк, река)

Игра "Где же вода?"

Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.

Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, озеро, град,песок, море, стакан, водопад, ветер, пар, мяч, бумага, лед, роса, одеяло, стол,, туча, океан, телефон, река.

Физминутка «Ручеёк»

Опытническая деятельность в лаборатории.

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Раздаю по стакану воды.

Опыт 1 : “Вода жидкая, может течь” Учитель берё т 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И переливает воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: Что с вадой происходит? “Льется вода? Почему?". Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт 2 «Вода не имеет вкуса»

-Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. И помешайте ложкой. Попробуйте. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды. (Да)

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!

Так как сахар и соль растворились в воде вода- является растворителем, а все ли вещества растворяются в воде?

Посмотрите. Я в стакан с водой капну масло. Что вы видите? Растворилось растительное масло. (Нет)

Вывод – масло не растворяется в воде, плавает по её поверхности тонкой плёнкой

Работа с пословицами.

Есть русская народная пословица - Масло с водой не смешаешь.

Какие пословицы вы ещё знаете проводу?

Дети. В решете воду не носят.

Где нет воды, тут и блоха не живет.

Вода сама путь сыщет.

Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите, чем пахнет вода?

Опыт 3 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха

Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положили!

Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная».

-Возьмите полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой? Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода? Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.) Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

- Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому! - А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку окрашенную) Как вы думаете, что это? Как можно получить цветные льдинки? Вода на морозе превращается в лед. -А теперь давайте вспомним, в каком состояние можно встретить воду в природе? (ответы детей) в жидком (лужи, дождь, реки, море) в твердом (лёд, снег, град) Ребята, в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!

Пар, в свою очередь, собирается в тучи. Тучи, соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя, а при низкой температуре в виде снега и града. А где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние! (Ответы детей)

Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало, то на нём появятся капельки воды! -Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое, газообразное (пар) и твёрдое (лёд).

Игра «Что изменилось?»

Ребята, посмотрите на картинки, скажите, где же спряталась вода? (ответы детей)

Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Опыт 5 А сейчас еще один фокус с водой. У меня на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане растворю 5 чайных ложек соли, а другой обычная вода. Опущу в оба стакана яйца. Что произойдет?

Ответы детей. (В соленой воде яйцо всплывает)

Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли

- В морях, океанах – вода… (Соленая)

В реках, озерах – вода… (Пресная, т. е не солёная)

А какую воду мы используем в быту?

Дети: Чистую, не соленую.

Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?

Показываю 3-х литровую банку с водой

Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть в реках, морях, океанах, болотах.

Отливаю стакан воды из банки

- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набираю чайную ложку из стаканы воды.

- Это вода, которую может использовать человек : готовить,стирать, умываться, мыть посуду.

Вывод: Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь. -Откуда в нашей школе берем воду?/из водопровода/ -Какая течет вода из водопровода?/прозрачная, холодная, горячая. -Как вода попадает в водопровод? -Вода в водопровод попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. -Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь. -А как мы с вами можем экономить воду? Хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала/. -Давайте повесим на перемене этот знак/ показ знака-кран и перечеркнутая капля воды/ там, где мы берем воду. Где повесим? (ответы детей)

- Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?

- - Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)

- Многие семьи тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтрами

Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.

Творческая деятельность.

-Ребята, мы много сегодня говорили с вами о воде и даже провели опыты, а теперь я предлагаю вам нарисовать капельку-маленькую частичку воды. Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет своих подружек! Возьмите всё,что вам нужно и преступаем к работе. дети рисуют)

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

Рефлексия.

Ребенок читает стихотворение

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить».

-У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. -Кому было интересно на уроке и все понятно, вы узнали что-то новое -поднимите зелёный круг, а кому было не все понятно и урок не понравился – поднимите красный круг (Дети поднимают). Наш урок подошёл к концу.

А закончить его хочу такими словами:

Вода в морях и океанах,

Озерах, реках и прудах.

И без нее не обойтись нам

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природой дан нам дар такой.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы» Цель: Формировать знания детей о цветах. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей со строением цветка (стебель, листья, цветок). Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух, вода и свет» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: дать детям представление.

Конспект урока «Транспорт. Виды транспорта». Мир природы и человека. 1 подготовительный класс для РАС Тема урока: Транспорт. Виды транспорта. Цель: познакомить обучающихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) «Вода в жизни человека»
Опубликовано: 16 января 2023 в 15:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД