МААМ-картинки

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей»

Елена Голубцова
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей»

Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9

г. Елизова Камчатского края

Урок русского языка во 2 классе

(образовательная система «Школа 2100»)

Тема: «Упражнения в написании большой буквы в именах людей»

Цели: 1. Уточнить представления об именах людей; формировать умения писать эти слова с большой буквы.

Публикация «Урок русского языка во 2 классе по теме „Упражнения в написании большой буквы в именах людей“» размещена в разделах

2. Развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, орфографическую зоркость, речь; развивать умение работать в группах; обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать любовь и интерес к предмету, чувство товарищества.

Оборудование: тетрадь, дидактический материал, ребус, план работы, толковый словарь Ожегова, карточки с русскими именами, сигнальные карточки, сигналы – мордашки, презентация, карточки с именами учащихся.

Ход УРОКА

I. Оргмомент (Поздоровайтесь с нашими гостями.)

Учитель:

Что за чудо – чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая, руки всем нужны друзья.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

II. Актуализация знаний (словарная работа)

«Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь».

Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Начнем урок с кроссворда, повторим словарные слова и узнаем ключевое слово (слайд).

1. Определенный порядок букв. (алфавит)

2. Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

3. Отгадайте ребус. (мороз)

4. Хищный лесной зверек с рыжим окрасом шубки. (лисица)

6. Ребенок мужского рода. (мальчик)

7. Плод яблони. (яблоко)

Дети по очереди записывают слова в кроссворд у доски, остальные работают в тетрадях. Поставьте ударение, подчеркните «опасные места».

- Какое слово получили? (фамилия)

- Что означает слово «фамилия»? (Это семейное наименование, которое передается от родителей к детям.)

- Фамилии на Руси появились в 18 веке. Как возникали фамилии? (От названия профессий, по месту жительства, от названия животных, растений, от прозвищ и т. д.)

- Давайте попробуем образовать фамилии от первых 4-х слов кроссворда, запишем эти слова в тетрадях (с комментированием).

- Какое правило нужно помнить? (Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисицын).

- Как обозначить «опасное место» в этих словах? Подчеркните заглавную букву в словах. На что она указывает? (На принадлежность одному лицу, на важность).

III. Определение темы урока, постановка цели

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (имя)

- Что вы знаете об именах?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Имена)

- Какие цели поставим на уроке?

Итак, будем работать по следующему плану:

1. Что означает слово «имя»?

2. Происхождение имен.

3. О значении имен.

4. Правописание имен.

Физминутка

IV. Введение в новый материал

1. Что означает слово «имя»? Где можно узнать значение слова? (обратимся к толковому словарю Ожегова)

2. О том, как произошли фамилии мы уже говорили. Как вы думаете, где можно узнать о происхождении имен? Обратимся к Дидактическому материалу. Откройте пособие на стр. 56. Выполним упражнение 121. (запишите)

Учащиеся под руководством учителя выполняют 1 часть задания.

-Что вы узнали о происхождении имен?

Рассказ учителя.

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат.

Владимир – владеет миром.

А Людмила? Светлана?

А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?

Обратимся к плану работы. Какие цели мы достигли? Что вы знаете о правописании имен?

Вернемся к упражнению. Выделим «опасные места» в именах (комментированно). Что общего в этих именах?

Прочитаем слова орфографически. Закройте учебники, запишите по памяти 4 любых имени, которые вы запомнили. Проверьте написанное. Как написали имена? Подчеркните заглавную букву.

Поменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку.

Вывод: Как пишутся имена? (Да, имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.)

Дома выполните упражнение 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.

Физминутка (игра)

Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы – приседаете. Если - с большой буквы - тянитесь вверх. Слова: Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Оля, тетрадь.

V. Закрепление изученного

1. Загадки нашего языка

а) Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? (да) Назовите их. Встаньте, пожалуйста, ребята. Как называют человека, носящего одинаковое с кем -нибудь имя. (тезка). Значит, Олеся Василенко и Олеся Алешникова – тезки. Кирилл Котов и Кирилл Науменко – тоже тезки. Как же различать в классе двух Кириллов, двух Олесь? (по фамилиям)

б) Послушайте, какой разговор двух мальчиков я услышала. Меня сейчас зовут Дима. А когда вырасту, будут звать Дмитрий.

- А тебя, Митя? Митя (задумался) : наверное, Микитрий. А вы как думаете, правильно ли назвал мальчик имя или нет? Почему? (Дима и Митя – неполная форма одного имени Дмитрий)

Вывод: Имена могут быть полными и сокращенными.

в) Назовите свое имя. А теперь полное имя. Есть ли имена, которые не изменяются? (да) Приведите примеры. (Нина, Инна, Кира, Марина)

г) Назовите имена, которые могут принадлежать и девочкам, и мальчикам. (Саша, Женя, Валя, Сима)

Физминутка

2. Работа в группах (3 группы)

Сейчас будете работать в группах. Капитаны подойдите, возьмите карточки со словами. Послушайте внимательно задание: на карточках имена ребят всей группы. Вам необходимо взять карточку со своим именем, расставить эти имена по алфавиту. По команде выстроиться в алфавитном порядке, держа карточку перед собой. Подойдите к парте капитана.

Проверка с помощью сигнальных карточек.

3. Напишите имена :

- имеющие двойную согласную (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна);

- образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза)

- имена с разделительным ь (Илья, Татьяна, Марьяна)

Запись имен с комментированием.

Что нужно помнить при записи имен?

VI. Итог урока

Какова тема урока? Какую цель ставили? Достигли? Расскажите, пользуясь планом, что узнали об имени. Для чего нужны полученные знания?

Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (используя сигналы - мордашки).

Оценки. Домашнее задание: Д. м. : с. 56 упр. 122.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени суще-ствительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол» Предмет: Русский язык. УМК: "Школа России". Класс: 4. Учитель: Ханюченко Наталья Анатольевна. Тема: "Обобщение знаний по теме "Глагол".

Посвящение Педагогу с большой буквы. Стихотворение Любовью к детям её сердце дышит. Её участием согреты вы и я. Живет на свете, словно книгу пишет, - Бестселлер мудрости земного бытия..

«Наречие». Урок русского языка, 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок русского языка 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок1 Тема: Понятие о наречии как части речи. Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской.

Урок математики во 2 классе, по теме «Переместительное свойство сложения» Урок по математике во 2 классе. Тип урока: обобщающий урок. Тема урока: переместительное свойство сложения. Цель урока: закрепить знания.

Урок русского языка (2–3 класс 7 вида) «Части речи. Закрепление» УМК «Школа России» Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи». 2-3 класс 7 вида УМК «Школа России» Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова» Урок усвоения новых знаний Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс; Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей»
Опубликовано: 19 июля 2016 в 08:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД