Комплекс упражнений и другие материалы для физкультурных занятий детей с ОНР во второй младшей средней группах

Оксана Назарова
Комплекс упражнений и другие материалы для физкультурных занятий детей с ОНР во второй младшей средней группах

Утренняя гимнастика с элементами дыхательной в смешанной группе

для детей с ОНР «Дикие животные».

Ноябрь

(12.11.2012г. -23.11.2012г.)

Вводная часть.

1. Ходьба обычная в прямом направлении, на носочках.

2. Бег трусцой друг за другом, с выбрасыванием прямых ног вперед.

3. Ходьба обычная. Построение в три колонны.

Основная часть.

«Ловкая лиса»

И. П.: основная стойка.

1 – наклонить голову вправо, руки на пояс.

2 – вернуться в исходное положение.

З – наклонить голову влево, руки на пояс.

4 - вернуться в исходное положение. 6 раз.

«Шустрый заяц»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх.

1-наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны.

2- вернуться в и. п. 7 раз.

Указания детям «При наклонах в коленях не сгибать»

«Быстрый волк»

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

1 – поднять правую ногу вперед.

2- махом отвести правую ногу назад.

3- снова поднять вперед правую ногу.

4 – вернуться в и. п.

Повторить действия другой ногой. Повторить 4 раза.

«Ловкая лисица»

И. п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.

1-2- выгнуть спину, опустить голову.

3-4- вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

Указания детям: «Сильно выгибайте спину».

«Неуклюжий медведь»

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – повернуться на правый бок, прижать ноги к животу.

2- вернуться в и. п.

3- повернуться на левый бок, прижать ноги к животу.

4 – вернуться в и. п. 4 раза.

Указания детям: «Сильно прижимайте ноги к животу».

«Мы рады зверям»

И. п.: основная стойка.

Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза по 20 подскоков.

Заключительная часть.

П/и «Во берлоге, во лесу», П/и с речевым сопровождением «Как-то утором на лужайке», М/и «К кому пойдёшь?»

Упражнение на дыхание «Полюбуемся зверями»

И. П.: ноги вместе, руки опущены.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Повторить 6 раз.

Перестроение в колонну по одному.

Бег за направляющим в быстром темпе по кругу( 20сек.) .

Ходьба обычная( 30сек.) .

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Раз — присядка, Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) .

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны.) Полный сказок и чудес! (Повороты влево-вправо с вытянутыми руками.) Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо).

Ветер дует нам в лицо - (Руками махать себе на лицо.)

Закачалось деревцо. (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.) Ветер тиши, тише, тише - (Приседания, руки вперед.)

Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки.)

Раз - присядка, (Присесть.)

Два - прыжок. (Подпрыгнуть.)

Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке".)

А лисята, как проснутся, (Кулаками протереть глаза.)

Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевнуть, прикрыв рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Покачивание бедрами из стороны в сторону.)

А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Легкий прыжок вверх.)

А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх.)

Начинаем все сначала!

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

Упражнения для языка.

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой, затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Пальчиковая игра «Встреча в лесу»

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

-Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок.)

Считалка

***

Вышли зайцы погулять,

Нужно зайцев сосчитать.

Раз, Два, три, четыре, пять,

Белых зайцев – ровно пять.

- Посмотрите, на опушке

Вновь торчат зайчаток ушки!

Раз, Два, три, четыре. Пять,

Всех никак не сосчитать!

Загадки

Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

Летом любит погулять

И зверушек охранять.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Хвост пушистою дугой, —

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

(Белочку)

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(зайка)

***

Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку.

(медведь)

***

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(белка)

***

Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный?

(волк)

***

Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках.

(заяц)

Утренняя гимнастика в смешанной группе

для детей с ОНР

Комплекс ОРУ «Ждём к себе мы в гости птиц»

Март

(с 15.03.12г. по 31.03.12г.)

Вводная часть.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Воспитатель. Наступила весна. Это время прилёта птиц с юга. Возвращаясь, они преодолевают большие расстояния. Путь их не лёгок. У птиц есть свой вожак, который знает путь и за которым летит вся стая. Сейчас мы поиграем.

Я буду вожаком стаи, а птицами, летящими за мной. Ну, что полетим назад

в родные края? (Ответы детей.)

1. Идут за воспитателем по кругу друг за другом. Машут руками – крыльями.

2. Летят «змейкой» за воспитателем. Руки в стороны.

3. Бегут за воспитателем по кругу. Машут руками.

Основная часть.

«Птиц встречаем в гости приглашаем»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1-2 – через стороны вверх, помахать,

посмотреть на руки; -4 – через стороны вниз. Повторить 4-6 раз.

«Повесим кормушки»

И. п. ноги слегка расставить, руки вниз; 1 – правую в сторону, пальцы соединить, посмотреть; 2 – левую в сторону; 3 – правую опустить; 4 - левую опустить. Выполнять в одной плоскости на уровне плеча. Повторить 5-6 раз.

«Насыплем корму»

И. п.: ноги врозь, руки за спину; 1 -2 – наклон, руки вперёд, пальцами выполнять «крошащие» движения, сказать «гули – гули»; 3-4 – и. п. Повторить 5 – 6 раз.

«Где же вы, птички?»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс; 1 – поворот вправо, посмотреть назад; 2 – и. п. ; 3 – поворот влево; 4 – и. п. Ноги не сдвигать, не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.

«Прилетели птички к нам!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1 – присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд; 3 – и. п. Повторить 5 - 6 раз.

«Прыгают птички, птички – невелички»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз, кисти перпендикулярно; 8 – 10 подпрыгиваний, продвигаясь в произвольном направлении. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2 – 3 раза.

Воспитатель. Ребята, а где птицы строят свои дома? (На деревьях.)

А вы знаете, что с приходом весны не только прилетают птицы и тает снег, а ещё и оживает всё вокруг, просыпается от зимней спячки. Оживают даже деревья.

Упражнение на развитие дыхание «Пробуждение»

Звучит музыка (вальс.)

Педагог.

Глубоко вдохнул, потянулся могучий дуб.

(Прижать руки к груди – вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «хэ!».

Руки развести в стороны, плавно опустить.)

Пошевелили веточками берёзки-красавицы.

(Руки вверх – вдох. Задержать дыхание. Выдох: «ха!»)

Немного грустно зашелестели ивы.

(Руки на уровне плеч, кисти опущены – вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося: «хо!»)

Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «ш-ш…»

(Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить, пальчиками.)

Заключительная часть.

Подвижная игра «Птицы и кошка»

Педагог очерчивает на площадке круг. За кругом находятся дети – это «птички». В центре круга водящий - «кошка». Водящий сидит на корточках с закрытыми глазами – «кошка спит». По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) «птички» начинают прыгать на двух ногах из круга в круг, летать – бегать на носочках внутри круга. По второму сигналу «кошка» просыпается и начинает ловить «птичек». Птички стараются улететь от «кошки» за черту – в свой домик.

Примечание. «Кошка» ловит «птичек» только внутри круга.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр.

Как на этой на неделе Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Наконец-то прилетели

Наши верные друзья –

Очень шумная семья Хлопают в ладоши.

Хлопотливых птиц-грачей.

Мы идём встречать гостей. Идут по кругу друг за другом.

Как они, хотим летать,

Дружно, весело играть.

Мы летаем, мы летаем, Бегут по кругу друг за другом.

Свои крылья поднимаем.

В птичьем вальсе мы кружимся. Кружатся на месте, руки на пояс.

И на землю мы садимся. Присаживаются на корточки, руки вниз.

Червячков мы поклюём Стучат пальчиками по полу.

И опять летать начнём. Встают, машут руками вверх – вниз.

Игра малой подвижности «Куда спряталась птичка»

Дети врассыпную располагаются возле педагога, присаживаются на корточки. Закрывают глаза. Педагог в пределах площадки прячет резиновую или пластмассовую птичку и просит:

Дети, на ноги вставайте,

Глазки быстро открывайте,

Искать птичку начинайте!

Дети выполняют действия в соответствии с текстом. Ищут на площадке птичку. Тот из детей, кто первым найдёт птичку, становится следующим водящим.

Упражнение на расслабление «Птичьи голоса»

Предложить детям лечь на пол вытянуть ноги, руки вдоль туловища. Закрыть глаза и представить, что они в весеннем лесу. Тело расслабленно и не напряженно. Звучит аудиозапись голосов птиц в лесу. (1-2 мин.)

Утренняя гимнастика в смешанной группе

для детей с ОНР

Комплекс ОРУ «Мамин день»

Март

(1.03.2012г. – 15.03.2012г.)

Вводная часть.

Приласкает, приголубит,

Слёзы вытрет, поцелует.

Сварит суп, компот и кашу,

Все решит проблемы наши.

Вы скажите прямо –

Кто же это?

(Мама)

- Ребята, скоро мамин день и нам что-то надо сделать для неё приятное. Как вы думаете, чему может обрадоваться ваша мама? (Ответы детей)

-Давайте пройдём по квартире и посмотрим, какую помощь маме мы можем оказать.

Ходьба друг за другом с поворотами головы вправо-влево и наклонами вперёд - вправо, вперёд-влево.

- А теперь давайте посмотрим, не закатилось ли что под кровать, диван и кресло.

Ползание друг за другом на четвереньках.

- Какой беспорядок вокруг! А давайте к её приходу наведём в квартире порядок? Нам надо торопиться, чтобы успеть. Побежали на кухню и начнём сначала уборку там.

Лёгкий бег друг за другом.

Основная часть.

«Как мы всё успеем сделать?»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1- руки вперёд; 2- руки в стороны; 3- руки к щекам, покачать головой влево – вправо; 4- и. п. Повторить 4-6 раз.

«Подметаем пол»

И. п.: о. с., руки на пояс; 1- поднять руку вперёд, другую – вниз, назад; 2 – поменять положение рук. Выполнять 4 движения, пауза. Повторить 3 раза.

«Вымоем окна»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1- поднять руки вверх; 2 – наклон вправо; 3- выпрямиться, руки вверх; 4 – и. п. То же влево. Повторить по 2-3 раза в каждую сторону.

«Развесим бельё»

И. п.: ноги врозь, руки к груди, согнуть в локтях, кисти свободно; 1-2 – наклон вперёд, пальцы рук соединить; 3-4 – и. п. Повторить 4-6 раз.

«Вынем покупки из сумки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1-2- присесть; 3-4 – и. п., руки вперёд. Повторить 4-6 раз.

«Всё успели, молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Выполнить 8-10 подскоков, одновременно хлопая в ладоши перед собой. Чередовать подскоки с ходьбой.

Повторить 2-3 раза.

Упражнение на дыхание «Ох, как мы устали»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1- глубокий вдох; 2- полный выдох и на выдохе произнести: «Фух-х-х…», вытирая при этом рукой лоб. Повторить 3-4 раза, меняя руки.

Заключительная часть.

А теперь, детвора,

У меня для вас игра.

Проводятся с детьми игры:

Подвижная игра «Солнышко и дождик»,

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Как у нашей мамы руки»,

Игра малой подвижности «Каравай».

Упражнение на расслабление «Весна»

Дети ложатся на пол. Закрывают глаза. Вытягивают ноги и руки. Расслабляют мышцы тела. Звучит спокойная музыка. Дети представляют свою заботливую маму. Её нежные и ласковые руки.

Мягкий взгляд. Вспоминают, как она их баюкает, целует.

По окончании музыки встают и выходят из зала.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Дети образуют круг, берутся за руки. В центре круга стоит педагог, в руках у него зонт. Педагог произносит текст, одновременно дети, взявшись за руки, идут по кругу:

В гости, солнышко, ты приходи,

Чтобы мамин денёк засеял!

Тучки с неба скорей убери,

Дождик спрячь, чтоб он нас не догнал!

После этих слов педагог подаёт команду «Солнышко!», дети идут гулять по площадке. По команде «Дождик!» дети бегут и прячутся под зонтом, который раскрывает педагог.

Игра повторяется.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Как у нашей мамы руки»

Как у нашей мамы руки Сжимают руки в кулачки, бьют попере-

Никогда не знают скуки: менно кулачками друг о друга сверху вниз.

Моют, гладят, и стирают, Выполняют наклоны вниз, руки от

И квартиру убирают. груди вниз к носкам ног.

Лёгкие как птицы Ставят руки в стороны, выполняют

Руки – мастерицы. взмахи руками вверх-вниз.

Руки приголубят, Гладят обеими себя руками по голове.

Руки приласкают,

Ласково обнимут, Обнимают себя за плечи.

С нами поиграют.

А теперь, мои друзья, Шагают на месте.

Вашей мамой буду я.

Буду с вами я играть, Хлопают в ладоши.

Своих деток забавлять.

Мячик в руки я беру, Педагог берёт мяч в руки. Кидает мяч

Начинаю я игру. поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок,

кидая мяч обратно педагогу, говорит

ласковое слово для мамы. Н-р: моя мама

самая добрая… красивая… ласковая… и т. д.

Игра малой подвижности «Каравай»

Дети образуют круг, в центре круга находится водящий – «каравай». Все берутся за руки, идут по кругу, педагог произносит слова:

Как на день Восьмое марта

Испекли мы каравай,

Испекли мы каравай.

Мама, мама, принимай

Наш подарок – каравай,

В чашки чай всем наливай!

Чаю с мамой мы попьём,

Танцевать потом пойдём.

По окончанию слов дети ставят руки на пояс, выставляют попеременно на носок и на пятку правую и левую ногу поочерёдно. Водящий – «каравай» выбирает игрока, который танцует лучше всех. Он становится новым водящим.

Утренняя гимнастика в смешанной группе

для детей с ОНР «Мы - весёлые ребята»

Февраль

(с 1.02.2012г. по 15.02.2012г.)

Вводная часть.

«Мы пока ещё ребята»

Мы пока ещё ребята. Выполняют «пружинку» руки на поясе.

Подрастём - пойдём в солдаты. Хлопают в ладоши.

Будем Родине служить,

Чтоб под мирным небом жить! Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

А пока, что мы – мы ребята,

Озорные дошколята.

Любим бегать и играть, Выполняют упражнение «часики»-наклоны

Прыгать, лазать и скакать. вправо-влево, руки на поясе.

Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют следующие команды педагога:

«Солдаты идут» - шагают, энергично работая руками, высоко поднимая колени.

«Разведчики крадутся» - идут на носочках, слегка наклонившись вперёд, руки прижаты к бокам.

«Моряки плывут» - бегут друг за другом, выполняя руками гребковые движения (от груди обе руки вытянуть вперёд, развести в стороны, обратно к груди).

Основная часть.

Комплекс ОРУ:

«Мы – сильные»

И. п.: ноги слегка расставить, руки к плечам, кисти в кулак; 1-руки вверх, посмотреть, потянуться; 2- и. п. Повторить 5-6 раз.

«Бокс»

И. п.: ноги слегка расставить, руки согнуть, кисти в кулак. Быстро выпрямлять вперёд то правую, то левую руку, меняя их положение.

После 4-6 движений руки опустить. Повторить 5-6 раз.

«Поднять гири»

И. п. ноги врозь, руки за голову; 1-2-наклон к правому колену, достать пальцами рук носок правой ноги – выдох; 3-4- и. п. То же к левому колену.

Повторить по 5 раз.

«Мы – крепкие»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс; 1-наклон вправо, не сгибая ноги; 2- и. п.

То же влево. Повторить по 5 раз.

«Мы – ловкие»

И. п.: о. с., руки на пояс; 1-правую ногу в сторону, правую руку в сторону;

2- и. п. То же левой. Повторить по 6 раз.

«Сильные ноги»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 8-10 подпрыгиваний. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 5 раз.

Упражнение на дыхание:

И. п.: ноги слегка расставить, руки положить на грудную клетку. На раз – сделать глубокий вдох, на два – полный выдох, произнося «с-с-с».) Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Чтобы сильным, ловким быть»

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре круга водящий. Педагог и дети произносят текст, во время которого дети хлопают в ладоши: Чтобы сильным ловким быть,

Со спортом должен ты дружить.

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой-либо вид спорта (плавание - гребки руками; футбол - удар по мячу ногой; баскетбол - ведение мяча – попеременное движение руками вверх – вниз; хоккей – замах на шайбу воображаемой клюшкой). Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребёнка, который выполнил движение лучших всех. Он становится следующим водящим.

Подвижная игра «Взлётная полоса».

Этап первый. Первый участник команды кладёт на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен дойти до стоечки. И на обратном пути кладёт свой лист. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым, и так далее. Из листов выкладывается «взлётная полоса».

Этап второй. Детям предстоит пробежать (руки в стороны) по «взлётной полосе».

Упражнение на расслабление

После команды: «Отбой!»

Воспитатель: А теперь отдохните: лягте, вытяните ноги, расслабьте руки и

с закрытыми глазами послушайте красивую музыку (Звучит спокойная музыка). Солдат спит и ему снится родная сторона, зеркальные реки и озёра, пение птиц в лесу, чистое небо, журчание ручейка. Вспоминают родной дом, родителей, тепло материнских рук и вкус домашнего хлеба.

Дети, лёжа на полу в расслаблённом состоянии стараются представить то, о чём говорит воспитатель.

Воспитатель: Подъём! Добрый день! Пора вставать заправлять свою кровать.

А теперь после зарядки по распорядку водные процедуры и завтрак. Отправляемся строем друг за другом в группу.

Комплекс упражнений после сна

«Утро солдата»

Воспитатель.

Солнце встало.

(Дети поднимают руки вверх, разводят в стороны, затем опускают.)

Заглянуло в казарму к спящим солдатам. Прикоснулось своими тёплыми лучами к их лицам.

(Поглаживают лицо.)

Сон солдата чуткий. Они потянулись, зевнули, нахмурились, а затем улыбнулись.

(Потянулись, широко открывают рот, нахмуривают лоб, улыбаются.)

Звучит команда: «Подъём! На зарядку становись!» Руки вверх, вперёд, в стороны, вниз.

Влево-вправо наклонитесь.

Вправо-влево повернитесь.

(Выполняют соответствующие движения в положении сидя на кровати.)

Кистями потрясите и произнесите:

- Рано утром каждый день

Разминаться нам не лень.

(Дети проговаривают фразу, одновременно потряхивая кистями.)

Шея не напряжена, а расслаблена.

(Поворачивают шею влево – вправо.)

А после зарядки по распорядку водные процедуры.

(Растирают лоб, щёки, подбородок, ушные раковины, «моют руки».)

Каждый день, каждый день

Чистить зубы нам не лень.

(Произносят «Чик-щик, чик-щик», имитируя чистку зубов.)

Вдыхаем, выдыхаем

И мышцы расслабляем.

(Кладут ладони на грудную клетку, делают глубокий вдох и полный выдох, произнося «с-с-с».)

Утренняя гимнастика в смешанной группе

для детей с ОНР

Февраль

(с 15.02.2012г. по 29.02.2012г.)

Комплекс ОРУ «Хоть зима и хороша, в дверь стучится уже весна»

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Воспитатель. Ребята, давайте пойдём встречать весну.

Дети идут за воспитателем то, на носочках, то на пяточках, то бегут лёгким бегом.

«Весну встречаем, зиму прогоняем»

И. п.: ноги слегка расставить, руки внизу; 1- руки в стороны; 2- хлопок

перед собой, сказать «хлоп»; 3- в стороны; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.

«Опять летят снежинки, лёгкие пушинки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1- правую вперёд, ладонь вверх, посмотреть; 2- левую вперёд; 3-правую на пояс; 4- левую на пояс. Выполнять в одной плоскости на уровне плеча. Повторить по 3 раза.

«Ветерок подул, деревья нагнул»

И. п.: ноги врозь, руки за спину; 1-наклон вправо - крепко стоит дерево; 2- и. п. То же влево. После двух повторений руки вниз, пауза. Повторить по 3 раза.

«Ворота открываем, весну в гости приглашаем»

И. п.: ноги врозь руки на пояс – ворота закрыты; 1-поворот вправо, руки в стороны – ворота открыть; 2-и. п. То же влево. Смотреть в сторону поворота. Повторить по 3 раза.

«Солнце всё выше, а сугробы – ниже»

И. п.: ноги слегка расставить, руки к плечам; 1- присесть, руки вперёд,

ладони вниз, смотреть вперёд; 2-и. п. Повторить 5-6 раз.

«Прыгают птички – воробьи, синички»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 8-10 подпрыгиваний, поворачиваясь в правую, затем в левую сторону. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на дыхание «Зимний ветер и весенний ветерок»

Педагог.

Дует лёгкий весенний ветерок - ф-ф-ф…

(Выдох спокойный ненапряжённый.)

Дует сильный зимний ветерок – ф-ф-ф…

(Активный выдох.)

Дует ветерок, качаются деревья и поют свои песенки:

Осина – а-а-а…

Рябина – и-и-и…

Берёза – о-о-о…

Дуб – у-у-у…

(Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».)

Педагог. А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Солнышко с утра поёт»

Солнышко с утра поёт: Выполняют «пружинку» руки

- А – у- у, кончается зима! на поясе.

Пусть ещё снежинки Кружатся на месте.

Падают, летают.

Но как выйдет солнышко, Присаживаются на корточки.

Все они растают.

Превратятся в ручейки ледяные льдинки, Поднимаются, вытягивают

руки вперёд. Выполняют рука-

ми плавные движения -

покачивания: вперёд – вниз,

вперёд – вверх.

Защебечут скворушки – Хлопают в ладоши.

Пестренькие спинки.

Бабочки проснутся, Поднимают руки вверх.

Солнцу улыбнутся.

Полетят в поля, луга, Медленно бегут по кругу на

Где растаяли снега. носочках, выполняя взмахи

руками.

Игра малой подвижности «Весна на пороге»

Педагог и дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой круг диаметром 1-1,5 м. или кладётся обруч. В центре круга лежит снежный шар (можно использовать шар из ваты – «снежки»).

В руках у каждого ребёнка по два снежка. Педагог с детьми произносит слова (дети в это время стоят за кругом и шагают на месте):

Не скучаем, не скучаем,

Дружно мы весну встречаем!

Пусть ещё летает снег

И мороз ещё трещит,

Март стучит у ворот

И весна в окно глядит.

Солнышко лучится,

Зима в ответ злится.

Снежки кидайте,

Зиму прогоняйте.

После этих слов дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.

Подвижная игра «Снежные шары»

Педагог делит детей на три группы по 5-7 человек. Группы выстраиваются

на площадке на расстоянии 2 – 3м. друг от друга в колонны по одному.

Педагог говорит:

Эй, ребята, выходите,

Шары из снега вы слепите.

Шары огромные, как дом,

Чтобы с ними играть потом!

После этих слов каждая группа детей начинает скатывать из снега шар (можно скатывать воображаемые шары или из ваты просто катать по полу, если игра проводится в помещении). Через 2-3 мин. Педагог говорит:

Ко мне, дети, подходите

И шары свои катите!

Дети подкатывают свои снежные шары к педагогу. Педагог отмечает группу детей, чей шар оказался больше других (отмечает тех, чья группа быстрее других подкатила свой снежный шар).

Примечание. Скатанные снежные шары можно использовать для постройки крепости, лабиринта и других сооружений.

Упражнение на расслабление «Солнышко лучистое»

Педагог. Сейчас, ребята, заиграет спокойная и приятная музыка. Я предлагаю вам лечь, вытянуть руки и ноги, закрыть глаза и немного помечтать о том, что скоро придёт тёплая весна. Выглянет лучистое солнышко, станет тепло, растает снег, побегут ручьи, прилетят из тёплых краёв птицы. Вся природа, звери, насекомые пробудятся ото сна.

Всё оживёт вокруг.

Звучит музыка. Дети слушают и представляют себе солнечную погоду, приход весны…

Утренняя гимнастика в смешанной группе

для детей с ОНР «Мамины помощники»

Октябрь

(с 1.10.2012г. по 13.10.2012г.)

Вводная часть.

Приласкает, приголубит,

Слёзы вытрет, поцелует.

Сварит суп, компот и кашу,

Все решит проблемы наши.

Вы скажите прямо –

Кто же это?

(Мама)

-Ребята, скажите, у кого мама работает? А ведь придя домой, её тоже ждут дела. Как вы думаете, мама устаёт? А вы хотели бы маме помочь? Что-то надо сделать для неё приятное. Как вы думаете, чему может обрадоваться ваша мама? (Ответы детей)

-Давайте пройдём по квартире и посмотрим, какую помощь маме мы можем оказать.

Ходьба друг за другом с поворотами головы вправо-влево и наклонами вперёд – вправо, вперёд-влево.

- А теперь давайте посмотрим, не закатилось ли что под кровать, диван и кресло.

Ползание друг за другом на четвереньках.

- Какой беспорядок вокруг! А давайте к её приходу наведём в квартире порядок? Нам надо торопиться, чтобы успеть. Побежали на кухню и начнём сначала уборку там.

Лёгкий бег друг за другом.

Основная часть

Комплекс ОРУ:

«Мы сильные и умелые»

И. п.: ноги слегка расставить, руки поднять вверх; 1-руки к плечам; 2-и. п. Повторить 4-6 раз.

«Куда же мыло убежало»

И. п.: ноги врозь, руки за спину; 1-наклон вперёд, голову повернуть вправо; 2-и. п. ; 3-наклон вперёд, голову повернуть влево; 4-и. п. Повторить 4-6 раз.

«Всю посуду перемоем»

И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны; 1-руки перед грудью, 3-4-круговые движения ладонью одной руки над ладонью другой руки; 2-и. п. После двух повторений руки вниз. Пауза. Повторить 4-6 раз.

«Поставим посуду в шкаф»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1-присесть, руки вперёд; 2-и. п. Повторить 4-6 раз.

«Мы - ребята-молодцы! Маме дружно помогли!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 8-10 подпрыгиваний, поворачиваясь кругом. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на дыхание «Ох, устали»

И. п.: ноги врозь; руки вниз. 1-руки вверх – в стороны – вдох; 2 – наклон вперёд – вниз – выдох. Повторить 4 раза.

Заключительная часть.

А теперь, детвора,

У меня для вас игра.

Проводятся с детьми игры: П/и «Найди пару», П/и с речевым сопровождением «Перемыл я всю посуду», М/и «Сегодня маме помогаем».

Упражнение на расслабление «Мамина забота»

Дети ложатся на пол. Закрывают глаза. Вытягивают ноги и руки. Расслабляют мышцы тела. Звучит спокойная музыка. Дети представляют свою заботливую маму. Её нежные и ласковые руки.

Мягкий взгляд. Вспоминают, как она их баюкает, целует.

По окончании музыки встают и выходят из зала.

Подвижная игра «Найди пару»

Инвентарь: 8-10 кружков из картона (диаметр 10 см, 8-10 квадратов из картона (сторона квадрата 10 см) одного или разных цветов (например: и кружки, и квадраты белого цвета или квадраты – красного цвета, кружки – белого цвета). С оборотной стороны кружков и квадратов приклеены кусочки липучки (2*2 см).

Педагог делит детей на 2 равные группы. Одной группе детей прикрепляют к одежде кружки – «блюдца», другой группе детей прикрепляют квадратики – «чашки». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) играющие разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал педагога и слова:

Раз-два-три,

Пару себе найди!-

Дети должны встают в пару с детьми с эмблемой «квадратик» («чашка и блюдца»).

Примечание. По мере усвоения детьми правил игры можно использовать эмблемы не одного, а двух цветов. Например, «чашки» и «блюдца» желтого цвета. Таким образом, дети должны найти себе пару не только с соответствующей эмблемой – «чашка» + «блюдце», но и определённого цвета: красный – красный или жёлтый – жёлтый.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Перемыл я всю посуду»

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Перемыл я всю посуду: Выполняют скользящие движения ладонью

Чашки, ложки, блюдца. о ладонь вперёд-назад.

Теперь они на солнце Кружатся медленно на месте, руки вверх,

Сверкают и смеются. кистями рук выполняют потряхивания.

Вымыть я хотел кастрюлю, Хлопают в ладоши.

Выскользнуло мыло,

Подскочило в воздухе, Прыгают на месте на двух ногах, руки на

По полу заюлило.

Я за мылом побежал, Бегут по кругу друг за другом.

Мыло быстро я догнал.

Вымыть хотел кастрюлю, Шагаю на месте.

Но не смог – устал. Приседают на корточки, опустив голову и

руками обхватив колени.

Игра малой подвижности «Сегодня маме помогаем»

Инвентарь: резиновый мяч (диаметр 18-20 см) произвольного цвета.

Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесения следующего текста:

Сегодня маме помогаем,

На стол посуду собираем.

Я буду мячик вам кидать,

А вы посуду называть.

Ребёнок, поймавший мяч, кидает его обратно педагогу, одновременно называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковородка и т. д.).

Считалки

***

Со стола упала чашка,

Раскололась вся, бедняжка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Это кот шалил опять.

***

Я помою чашку, ложку,

Вилку, ножик и поварёшку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду маме помогать.

Загадки

***

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

***

Дам есть – ворчит,

Ничего не дам – молчит.

(Сковорода)

***

Я нарежу всё, что просишь,

Только руки береги,

Их могу порезать тоже –

Тут меня уж извини.

(Нож)

***

Я, когда несу еду,

Мимо рта уж не пройду.

(Ложка)

***

В небо дыра, в земле дыра,

А посередине огонь да вода.

(Самовар)

Утренняя гимнастика в смешенной группе

для детей с ОНР «Птички-невелички»

Ноябрь

(с 26.11.2012г. по 30.11.2012г)

Вводная часть

Загадка

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

(Осенью)

- Да, осенью птицам становится холодно, голодно и одни птицы собираются в стаи и улетают на юг, а другие, которые не боятся холодов остаются зимовать. Сегодня мы превратимся в птичек и узнаем, как же живётся птичкам поздней осенью.

1. «Цапля»- по кругу дети шагают высоко поднимая ноги и машут руками-«крыльями» (20 сек.)

2. «Воробушки»- прыжки с продвижение вперёд и взмахами рук-«крылышек» (воробушки перелетают с места на место) (20 сек.)

3. «Птички летят»- дети бегут друг за другом и машут руками-«крыльями». (20 сек).

Основная часть

Комплекс ОРУ:

«Птички машут крыльями»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1- поднять через стороны руки вверх, скакать «вверх»; 2-через стороны вниз, скакать «вниз». Повторить 4-6 раз.

«Зарядка для крыльев»

И. п.: ноги врозь, руки за голову; 1-2-локти вперёд; 3-4-и. п. Повторить 4-6 раз.

«Птички пьют воду»

И. п.: ноги врозь, руки за спину; 1-наклон вперёд, голову приподнять, скакать: «Пьют»; 2-и. п. При наклоне ноги не сгибать. Повторить 4-6 раз.

«Птички прячутся от кошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1-присесть, закрыть лицо руками; 2 – и. п. Повторить 4-6 раз.

«Подул ветерок»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; 1- подняться на носки; 2-перекат на пятки. После 4-6 движений пауза, отдых. Голову не опускать. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

«Птички прыгают»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 8-10 подпрыгиваний, пружиня колени, на месте. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на дыхание «Петух»

-А теперь посмотрим, как же живётся домашним птицам осенью.

Петух.

Лишь пришла пора рассвета,

Как сейчас подал где-то…

Дети.

Кукареку! Кукареку! Встают прямо, ноги врозь, руки опущены.

Поднимают руки в стороны, хлопают ими

По бёдрам. Выдыхая, произносят: «Ку-ка-ре-

ку!»

Петух.

Чей-то чуткий петушок

Чистый, звонкий голосок.

Дети.

Кукареку! Кукареку! Так же.

Заключительная часть

-А сейчас пришла пора

Поиграть нам детвора.

Проводятся игры: П/и «Перелёт птиц», П/и с речевым сопровождением «Скок-поскок», М/и «Найдём синичку».

Релаксация «Полёт птиц»

Предложить детям лечь на пол вытянуть ноги, руки вдоль туловища. Тело расслабленно и не напряженно. Закрыть глаза и представить, что они сейчас птицы, которые летят в небе и путь их лежит в тёплые края. Что они сейчас пролетают поля, леса, моря, горы, города…. Звучит аудиозапись спокойной музыки. (1-2 мин.)

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Дети встают врассыпную на одном краю площадки. На другом краю площадки вдоль линии деревьев обозначается черта (прочерчивается на песке или мелом на асфальте или же выкладывается ярким шнуром, длина черты 4-5 м. По сигналу воспитателя «Полетели птички!» дети – «птицы» разлетаются по площадке. Расправив крылья (руки в стороны) и помахивая ими вверх-вниз. По сигналу педагога «Буря!» «птицы» летят к деревьям, «»садятся на ветки» - встают на черту, присаживаются на корточки. Когда воспитатель произносит слова: «Буря прошла!» -«птицы» поднимаются, вновь «летают» по всей площадке.

Примечание. Перед началом игры детям необходимо объяснить, что нельзя во время перелёта по площадке толкать друг друга руками и сталкиваться между собой.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Скок-поскок»

Дети образуют круг, поворачиваясь друг за другом.

Скок-поскок, молодой дроздок, Прыгают на двух ногах, прод-

По водичку ходил, коромысло обронил. вигаясь вперёд, руки на поясе.

Он носить-то носил, да не ловко ступил, Шагают друг за другом, высоко

Сапожок водой залил. поднимают колени.

На пенечек сел дроздок, Идут в полу приседе, руки в

Хочет скинуть сапожок. упор на колени.

Только скинул он другой- Останавливаются, выполняют

Зацепил ведро другой- «пружинку», руки на поясе.

Покатилось ведро, Кружатся на месте в медленном

Всё кругом залило. темпе, руки в стороны.

Испугался дроздок Бегут друг за другом.

И пустился наутёк.

Скок-поскок, Прыгают на двух ногах, продвигаясь

Без сапог бежит дроздок. вперёд.

Всё! Останавливаются, поднимают руки вверх,

затем плавно опускают их вниз.

Игра малой подвижности «Найдём синичку»

Дети встают на одной стороне площадке, напротив детей - воспитатель, в руках у воспитателя резиновая игрушка – синичка. Воспитатель говорит детям:

Пойду прятать я синичку-

Очень маленькую птичку.

Быстро глазки закрывайте,

Где синичка отгадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Воспитатель прячет игрушку, говорит детям: «Ищите синичку!» Дети встают, идут искать птичку.

Считалки

***

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек - пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

***

Собирались в стаю гуси,

Улетали от бабуси.

Стали мы гусей считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Где же серый,

Где же белый,

Где теперь нам их искать?

Загадки

***

Красные лапки,

Длинная шея, Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

***

Листья падают с осин,

Летит в небе острый клин.

(Журавли)

***

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(Воробей)

***

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

***

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое до плечи.

Тарахтенье в место речи.

Хоть кого увидит-вмиг

Подымает стрекот-крик.

(Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Планирование по ФГТ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФГТ День недели / дата / Тема Тема Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа Совместно-партнерская.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Спорт и физкультура
  • Учимся считать
Автор публикации:
Комплекс упражнений и другие материалы для физкультурных занятий детей с ОНР во второй младшей средней группах
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 22:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...