Экологическое воспитание в детском саду. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ветер наш враг или друг?»

Алёна Григорьева
Экологическое воспитание в детском саду. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ветер наш враг или друг?»

Цели: Закрепить представление детей о таком явлении как ветер. Доказать, что ветер бывает разной силы, имеет разное направление. Сформировать знания детей о разрушительной силе ветра и о том, какую пользу приносит ветер. С помощью флюгера определять направление ветра, и охарактеризовать его.

Оборудование: загадки о ветре, картинки о значении ветра, бумага для корабликов, посуда с водой.

Ход занятия: Дети выходят вместе с педагогом на улицу. Педагог обращает внимание на то, что деревья качаются, летят листья. Педагог загадывает детям загадки:

Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

(ветер)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

(ветер)

Без рук, без ног, а дерево гнет. (ветер)

Педагог: Правильно, дети все эти загадки о ветре. Педагог спрашивает детей, каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным) На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер-гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Ветер это движение воздуха.

Педагог: в старину люди по разному относились к ветру. Ветер мог принести такой нужный в засуху дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Безоговорочно любили и ждали ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависела от него (дети рассматривают картинки)

Игра «Хорошо – плохо».

Вначале дети называют, что хорошего делает ветер, затем какой вред может принести ветер.

Опыт с детьми.

Педагог предлагает детям поставить перед собой ладони и подуть на них. Учитель спрашивает, что дети чувствуют? (Ответы детей.)

Педагог говорит о том, что мы чувствуем движение воздуха, т. е. ветер, он может быть сильным и слабым. Предлагает подуть слабо, спрашивает какие ощущения у детей, затем предлагает подуть сильно и рассказать о своих ощущениях.

Затем педагог предлагает детям взять листок с любого дерева подуть на него потихоньку, затем сильно и пронаблюдать что получилось.

Хоровод «Ветер»

Дует ветер на всем белом свете, (Дети стоят в хороводе)

сильный ветер на всем белом свете. (Хоровод расходится и сходится).

Ветер дует, задувает, осенью ветер листики сдувает.

Листики от веточек отцепились и закружились (хоровод расцепился и детки кружатся, как листики).

Педагог: Ребята, а как называется прибор для определения силы ветра? (флюгер). С помощью флюгера определяют направление ветра. Закрепляют: южный ветер – теплый, северный - холодный

Педагог предлагает отправиться в путешествие по воде и сделать кораблики из бумаги (дети под руководством педагога делают из бумаги кораблики). Вспоминает строки из сказки Пушкина:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…»

Когда кораблики готовы, их спускают на воду. Педагог и дети отмечают, что кораблики стоят на месте. Педагог спрашивает детей, почему кораблики не плывут (ответы детей: нет ветра). Учитель предлагает вместе с ним произнести приговорку:

Ветер- ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони -

До большой воды!

Опыт

Дети дуют на кораблики, они плывут. Педагог объясняет детям, что и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Дети делают выводы о значении ветра.

Пословицы, поговорки, приметы о ветре

Не море топит корабли, да ветра.

Листву путает ветер, человека - слово.

Ветер в голове никогда попутным не бывает.

Слово держать – не по ветру бежать.

Кто ветром служит, тому дымом платят.

Ветер кликать - зря голос срывать.

Плох тот ветер, который добра не приносит.

Если дерево решит выстоять, ветер не прекратится.

Ветер и без крыльев летает.

Если есть мускус, он пахнет и сам, зачем же тогда нужен ветер?

Когда дерево решит выстоять, так ветер не прекращается.

Ветер не может быть попутным для тех, кто не знает куда плыть.

Посеешь ветер - пожнешь бурю.

Разбитому кораблю - всё одно, любой ветер в корму.

Ветер большой, да дождь маленький.

Летит тархан по всем торгам, без пол кафтан, без пуговиц.

За ветром в поле не угнаться.

Пустился ветер сдуру в море; кому не думал, сделал горе.

Загадки про ветер

Он рычит, пугает птицу,

Он в трубу гудит тоскливо.

То затихнет, затаится,

То умчится торопливо.

Расплескает воду в речке,

По морю волну гоняет,

Лист поднимет на крылечке.

Это. (ветер, кто не знает?

Кто не ведает границ?

Он летит быстрее птиц,

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это.

(Ветер)

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку.

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой на ветках.

Ну, конечно, это -.

(Ветер)

Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

(Ветер)

Без рук, без ног, а дверь отворяет.

(Ветер)

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.

(Ветер)

Без рук, без ног, а дерево гнет.

(Ветер)

Без рук без ног, да в ворота стучится.

(Ветер)

Без рук без ног по полю скачет,

в село помчится - в дверь постучится.

(Ветер)

Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Вся речка сделалась рябой.

(Ветер)

Кто летает выше туч?

Кто коварен и могуч?

Он бывает, не приметен

Озорник, проказник.

(Ветер)

Расходится детина – удержу нет,

Уляжется – не видать, не слыхать.

(Ветер)

Живет без тела, говорит без языка.

(Ветер)

Никто меня не видит, да всякий слышит.

(Ветер)

Страшно. Громко. У-у-у!

Я дома не уйду.

Не пройти нам, глазки жмуря.

То бушует, воет.

(Буря)

Не увидишь меня глазом,

Я способен на проказы.

На бегу, срываю шляпы,

Елок раскачаю лапы.

Унести белье с веревки,

Хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету,

Громко шелестя при этом.

Вот в лесу любой заметит:

Лес шумит, гуляет.

(Ветер)

Фырчит, рычит,

ветки ломает,

пыль поднимает,

тебя с ног сбивает,

слышишь его,

да не видишь его.

(Ветер)

Бежит по снегу, да нету следу.

(Ветер)

Без крыл летит, без ног бежит.

(Ветер)

Рукавом махнул – дерево погнул.

(Ветер)

Летит – не птица, воет – не зверь.

(Ветер)

Экологическое воспитание в детском саду. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ветер наш враг или друг?»
Публикации по теме:

План прогулки подготовительной к школе группы №6 на Ноябрь месяц месяц:НОЯБРЬ Объект наблюдения 1. за сезонными изменениями Задачи -формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня,.

Прогулка в старшей группе. Тема: Ветер Прогулка в марте Наблюдение за ветром Оборудование: загадки о ветре, вертушки, палочки с ленточками, стрелка из картона (Флюгер) мелко нарезанная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • День Победы, 9 мая
  • Этикет
Автор публикации:
Экологическое воспитание в детском саду. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ветер наш враг или друг?»
Опубликовано: 29 января 2014 в 13:46
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...