Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности

Галина Маврычева
Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия для развития музыкальности. Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к методу «кинезиология». Основными целями метода кинезиологии являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.

В нашей практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципам:

1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:

- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами.

Постепенно разгибая пальцы начиная с большого из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии. Такие упражнения развивают не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.

- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, наращивается темп выполнения задания, используются одновременные разнотипные движения рук. За счёт этого развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

2. Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.

Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувства ритма:

- упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок

- замена слов в пении распевок разнообразными движениями и т. д.

3. Применение упражнений с целью обеспечения эмоционального комфорта детей. Это особые группы упражнений, применимые для всех возрастных групп. Такие упражнения применяются на занятиях в случае необходимости и делятся на три типа. Это:

• Дыхательные, например;

- вдохнуть левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).

- выдохнуть, открыть глаза, вдохнуть, закрыть глаза. Поморгать и т. д.

• Упражнения типа «маятник». Это разнообразные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают звуковысотный слух, например:

- покачаем головой, неприятности долой (движение сопровождается пением интервала в октаву)

• Дирижирование. Этот приём снимает эмоциональное напряжение, позволяет сконцентрировать внимание детей

Практическое применение данного метода возможно только при соблюдении следующих условий:

1 условие - кинезиология как метод, может существовать только внутри системы других инновационных методов. Практика нашей работы доказала, что метод кинезиологии легко сочетается с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания.

2 условие - согласованность действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость кинезиологических упражнений и с успехом применяют их на своих занятиях.

3 условие – применение метода должно осуществляться в различных формах организации детской музыкальной деятельности.

Отслеживание результативности применения метода кинезиологии привело нас к необходимости изучения индивидуальной организации мозга ребёнка. Методом педагогического наблюдения ежегодно мы получаем данные о функциональной организации мозга каждого ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика И. П. Павлова даёт нам возможность выбора оптимальных приёмов обучения наиболее подходящих данному типу организации мозга ребёнка.

Анализ литературы по данной проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

• Динамика роста показателей развития основных компонентов музыкальности по всем возрастным группам в среднем составляет от 40% до 75%

• Ежегодно методом педагогического наблюдения выделяются от 3-х до 6-ти детей, функциональная организация мозга которых переходит от доминанты одного полушария к равнополушарному типу

• Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность, что подтверждают диагностические показатели основной музыкально-образовательной программы МДОУ «Камертон».

Публикации по теме:

Изюминка в документации музыкального руководителя: «Тетрадь посещения» Музыкальные руководители часто сталкиваются с такой ситуацией, что родители некоторых воспитанников после утренника недовольны, что их ребёнок.

Анкета для родителей .

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 19:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек»...
Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого куска пластилина...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...