Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности

Галина Маврычева
Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия для развития музыкальности. Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к методу «кинезиология». Основными целями метода кинезиологии являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности - координации движений.

В нашей практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципам:

1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:

- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами.

Постепенно разгибая пальцы начиная с большого из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии. Такие упражнения развивают не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.

- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, наращивается темп выполнения задания, используются одновременные разнотипные движения рук. За счёт этого развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

2. Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.

Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувства ритма:

- упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок

- замена слов в пении распевок разнообразными движениями и т. д.

3. Применение упражнений с целью обеспечения эмоционального комфорта детей. Это особые группы упражнений, применимые для всех возрастных групп. Такие упражнения применяются на занятиях в случае необходимости и делятся на три типа. Это:

• Дыхательные, например;

- вдохнуть левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).

- выдохнуть, открыть глаза, вдохнуть, закрыть глаза. Поморгать и т. д.

• Упражнения типа «маятник». Это разнообразные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают звуковысотный слух, например:

- покачаем головой, неприятности долой (движение сопровождается пением интервала в октаву)

• Дирижирование. Этот приём снимает эмоциональное напряжение, позволяет сконцентрировать внимание детей

Практическое применение данного метода возможно только при соблюдении следующих условий:

1 условие - кинезиология как метод, может существовать только внутри системы других инновационных методов. Практика нашей работы доказала, что метод кинезиологии легко сочетается с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания.

2 условие - согласованность действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость кинезиологических упражнений и с успехом применяют их на своих занятиях.

3 условие – применение метода должно осуществляться в различных формах организации детской музыкальной деятельности.

Отслеживание результативности применения метода кинезиологии привело нас к необходимости изучения индивидуальной организации мозга ребёнка. Методом педагогического наблюдения ежегодно мы получаем данные о функциональной организации мозга каждого ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика И. П. Павлова даёт нам возможность выбора оптимальных приёмов обучения наиболее подходящих данному типу организации мозга ребёнка.

Анализ литературы по данной проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

• Динамика роста показателей развития основных компонентов музыкальности по всем возрастным группам в среднем составляет от 40% до 75%

• Ежегодно методом педагогического наблюдения выделяются от 3-х до 6-ти детей, функциональная организация мозга которых переходит от доминанты одного полушария к равнополушарному типу

• Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность, что подтверждают диагностические показатели основной музыкально-образовательной программы МДОУ «Камертон».

Публикации по теме:

Изюминка в документации музыкального руководителя: «Тетрадь посещения» Музыкальные руководители часто сталкиваются с такой ситуацией, что родители некоторых воспитанников после утренника недовольны, что их ребёнок.

Анкета для родителей .

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Влияние метода кинезиологии на развитие основных структурных компонентов музыкальности
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 19:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о встрече праздника в младшей группе на тему «Светлая Пасха».
Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, изучение традиции праздновать «Светлую Пасху». Задачи. • Развивать познавательную...
Беседа игумена Пантелеимона с детьми старшей группы на тему: «Светлая Пасха»
В старшей группе прошла встреча с настоятелем храма "Всех Скорбящих Радость" игуменом Пантелеимоном. Батюшка беседовал с детьми о православном празднике...
Акция «Вторая жизнь ненужных вещей». Сотрудничество с родителями к году Экологии в...
2017 год в России был объявлен - Годом Экологии. И в рамках года экологии и празднования 22 апреля Международного дня Земли у нас была проведена акция:...
Мастер-класс «Очистительная кукла-оберег»
Материалы для очистительной куклы: • куски ткани для юбки ( размером 40 x 18 см) ; • вата; • полоска ткани цветной ( размером 3x20 см) ; • косынка ( размер...
Конспект интегрированного занятия «Первоцветы». Разновозрастная группа (старший возраст)
Задачи: 1. Закреплять представления детей о характерных признаках весны. 2. Закреплять представление о цветах-первоцветах. 3. Развивать умение работать по...