Получи документы

Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида

Татьяна Джукич
Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида

Авторы методической разработки Джукич Т. Г. и Смирнова А. Ю.

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с ОВЗ имеет трудности из-за сложности этого заболевания. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности.

Публикация «Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида» размещена в разделах

К специфическим закономерностям развития речи у детей при ДЦП относятся, прежде всего, проблемы в формировании артикуляции, лексико-грамматические нарушения, связанные с сенсомоторной недостаточностью. Важнейшим фактором в развитии речи являются моторные проблемы, которые влияют на развитие общения и деятельность ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости при ДЦП.

Необходимость в общении не является врожденной, а формируется прижизненно. Процесс формирования речи и коррекции психофизического и личностного развития детей с церебральным параличом с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью может быть решен сегодня только в рамках междисциплинарного подхода и внедрения современных педагогических технологий.

В процессе исследования нарушений психофизического развития учащихся с ОВЗ можно выделить четыре аспекта.

1. Клинический аспект. Тяжёлые расстройства речи являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением ЦНС. Наиболее частое из них синдром ДЦП. (Т. Г. Визель стр. 168).

2. Психологический аспект – направлен на изучение состояния и развития психических процессов учащегося.

3. Педагогический аспект – направлен на изучение уровня речевого развития детей, определение оптимальных условий для коррекции недостатков их познавательной и речевой деятельности, а так же разработка способов педагогического влияния на учащихся.

4. Социологический аспект – рассматривает место учащегося в обществе и его поведение в различных жизненных ситуациях.

Сейчас сложился такой подход к обучению учащихся, который нацелен на коррекцию и развитие с учетом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников.

Этот подход имеет статус коррекционно-развивающего обучения школьников.

Чем больше выражено расстройство психической деятельности у ребенка, тем более индивидуальна система его коммуникации.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые могут только компенсироваться.

У учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с выраженной общей моторной недостаточностью, нарушением развития мелкой моторики пальцев рук и нарушениями артикуляционной моторики, необходимо в первую очередь развивать способность к пониманию и восприятию речи. Развивать общение нужно с учетом индивидуальных особенностей и психомоторного состояния. Необходимо как можно раньше начинать обучать учащегося использовать паралингвистические средства общения. Чтобы освоить альтернативное общение, учащийся должен, прежде всего, приобрести способность выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным, даже для обездвиженного ребенка, является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то минимальных доступных этому ребенку других движений.

Общение посредством взгляда вырабатывается у детей на самых ранних стадиях развития. Младенцы в три-четыре месяца (ШТЕРН 1974) способны контактировать с окружающими посредством взгляда.

Учащийся может задержать взгляд на предмете, указать взглядом на желаемый предмет и дать понять им, чтобы ему этот предмет дали. Взгляд является первичным средством обмена информацией.

При формировании общения посредством взгляда используются различные приспособления, подставки, экран компьютера и др. так называемые коммуникационные доски для размещения предметов, картинок, карточек со словами и др., расположенных на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было определить, на какой именно объект направлен взгляд. После чего учащийся переводит взгляд на взрослого и дает утвердительный или отрицательный ответ, путем отведения взгляда или опускания глазных век. Это позволяет принимать и передавать сообщения посредством взгляда. («ДА» «НЕТ»)

Используя различные средства коммуникации: экспрессивно-мимические (взгляд, мимика, жесты, вокализация, ситуативно-личностные, ситуативно-деловые при которых широко используются предметные действия. Для установления коммуникативного общения целесообразно использовать язык мимики и жестов, т. е. способности с помощью движения (не обязательно руки) выражать свою потребность и отвечать на вопросы. Язык звуков основан на выражении различного значения с помощью изменения интонации при произнесении в основном гласных звуков. Такой прием используется и в обычной речи - звук «О», «АХ» может выражать восторг, удивление, настороженность и т. п.

Письменная речь была одной из первых в обучении не говорящих людей. Усвоение письменной речи основано на зрительном восприятии, памяти, внимании, на представлении о том, что окружающее может иметь обозначение, ярлыки.

Несформированность письма может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности.

Для овладения учащимися системой общения при помощи письменной речи требуется создать необходимые предпосылки. Возможность к коммуникации письменной речью и положительный эмоциональный фон активизируют потребность в общении таким образом.

Первоначально с учащимися использовались пиктограммы, замещающие слова,для количественного и качественного формирования пассивного словарного запаса учащегося.

Коммуникационные, или лингвистические, доски разрабатываются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. Использовать их нужно после закрепления умения соотносить конкретный предмет с его названием и изображением.

Первые доски включают небольшое количество достаточно крупных реалистических цветных изображений или фотографий. Важным компонентом работы с коммуникационными досками является постоянное создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением. Эта работа должна быть направлена не только на обучение речи, но и на эмоциональное, познавательное, социальное развитие ребенка.

Работа с коммуникативными досками не происходит в молчании. Целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор картинки или предмета. Все, что показывает учащийся, называет тот человек, который с ним общается. Часто учащийся пытается произносить в это время отдельные звуки или «слова-обозначения». Следует часто менять задания и варьировать реплики, обращенные взрослым к учащемуся. Надо обязательно использовать «неправильные вопросы». Надо целенаправленно добиваться от учащихся употребления «Да» или «Нет» (любого отрицательного жеста руками, головой, глазами и др.) Использовать фразы «законченные» и «незаконченные», которые ребенок может утвердить «своим ответом» или закончить используя изображение или запись нужного слова, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними. Задания надо подбирать индивидуально для каждого учащегося, оценивая у него: состояние слухового и зрительного внимания; состояний общей моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками; наличие жестово-мимических средств общения; самостоятельную речевую продукцию.

По мере освоения навыков работы с доской содержание ее меняется. Возрастает количество картинок и сокращается их размер. Необходимо добавлять картинки, изображающие различные части речи.

Следующим этапом в работе с коммуникационными досками являются добавления подписей к картинкам, что способствует усвоению чтения. Одновременно осуществляется постепенный переход к более абстрактным, схематичным изображениям. Наряду с отдельными словами должны быть фразы.

Далее можно попробовать постепенно убирать изображения, оставляя лишь подписи к ним.

При накоплении первоначального словаря путем показа слов на доске становится возможным обучение учащегося составлению предложений. При этом, применяется система коммуникативных упражнений, используемых при обучении школьников построению предложений и текста (Ю. А. Круглова., Г. В. Савельева). Общение с помощью кассы букв, клавиатуры, и компьютера является основой для овладения письменной речью. Именно овладение письменной речью, рассматривается, как одно из основных новообразований у детей школьного возраста (Л. С. Выготский. С. Л Рубенштейн). Это оказывает положительное влияние на речевое развитие и возможности общение.

Коммуникативную доску нужно разделить на столбцы соответственно используемым членам предложения и далее обучать ребенка выражать свои мысли посредством показа ряда изображений. При этом допускается комбинации напечатанных слов и изображений, особенно на начальных этапах. Параллельно даются буквы для составления слов. Буквы в кармашках кассы нужно расположить не в алфавитном порядке, а так, как это представ-лено на клавиатуре компьютера.

Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:

Развитие восприятия и понимания речи (вызывать наглядно-практические ассоциации, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, которые развивают коммуникативное общение с учащимся).

Воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.

Уточнять и расширять запас конкретных представлений учащегося.

Формировать обобщающие понятия.

Формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

Формировать умения понимать, и употреблять в письменной речи простые

распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

(с использованием коммуникативных упражнений)

Развивать фонематический слух и восприятие.

Формировать навыки звукового синтеза и анализ.

Развивать графические навыки.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ описание (Конструирование по образцам).

Для развития общения учащегося все задания выполняются с речевым сопровождением взрослого.

Весь процесс обучения имеет четкую коммуникативную направленность.

Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить учащихся применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности с использованием компьютерных технологий.

Публикации по теме:

Акватерапия для дошкольников Игры с водой как метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, носит название АКВАТЕРАПИИ. В мире нет ничего более покорного.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида
Опубликовано: 26 декабря 2013 в 19:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД