Галина Кудинова
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова»
Цель:
- закрепить знания воспитанников о хлебе, подвести их к мысли, что
в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих
людей;
- показать нравственное значение труда, помочь осознать свою
обязанность - беречь хлеб;
- коррекция внимания, памяти.
Оборудование: компьютерная презентация powerpoint, видеоролик «Хлеб-
да соль», мультфильм «Пирожок», аудиозапись «Величальная хлебу»
словарные слова.
Ход:
Публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном и очень полезном продукте на нашем столе – речь пойдет о хлебе.
Но вначале послушайте притчу:
…Однажды добрый молодец нашел золотой самородок: обрадовался, поднял его и понес к ювелиру :
- Сколько стоит мой самородок? – спросил юноша.
- 1000 руб. – ответил ювелир.
Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей.
Третий же ювелир сказал:
- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.
Воспитатель:
- Какая главная мысль этой притчи?
(“Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба.
Т. е хлеб-дороже золота.)
Воспитатель:
- Так ли это на самом деле, нам сегодня предстоит выяснить. И тема нашего занятия звучит так: «Хлеб-дороже золота».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что я принесла. Что это такое?
(рассматривание, дать потрогать руками).
- Ребята, это зерно пшеницы. Пшеница – это хлеб.
Хлеб-один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: с рождения до глубокой старости.
Давайте с вами посмотрим значение слова «Хлеб» по словарю Ожегова.
(Хлеб-пищевой продукт, выпекаемый из муки)
Историческая летопись
Воспитатель:
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле более 15 000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой было достать еду. В поисках пищи они - то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, а в рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, затем научились варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб. Это и было вторым открытием хлеба.
Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С тех пор облик хлеба практически не изменился.
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным.
Воспитатель:
Чтобы вы имели хоть какое-то представление о том, как в старину выращивали хлеб, давайте рассмотрим картину:
Рассматривание и описание картины «Жатва»
(нидерландского художника Питера Брейгеля)
На картине художник изобразил жаркий летний день. На переднем плане картины расстилается пшеничное поле. Люди работают под палящим солнцем. Они жнут серпами колосья пшеницы и вяжут их в снопы. По дороге катится повозка с лошадьми, которая переправляет огромный воз пшеницы в деревню. Видно, что трудяги притомились и присели отдохнуть под деревом.
Воспитатель:
- А сейчас давайте отправимся в небольшое путешествие на поле и узнаем, какой путь проходит хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.
Презентация «Этапы выращивания хлеба».
….Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. (показ слайдов). Прежде, чем посеять семена в землю, необходимо:
1 Слайд - Подготовка почвы - для этого трактор тянет за собой железный плуг,
который пашет землю.
2 Слайд - После того, как земля стала рыхлой, можно начинать сев. К трактору прикрепляют специальные приспособления — сеялки, которые сеят в почву зерна пшеницы.
3 Слайд - Через некоторое время появляются всходы.
(Таня и Оксана тоже провели свой небольшой эксперимент - они посеяли зерна пшеницы в цветочный горшок и ухаживали за ростками на протяжении 2 недель.
- Что из этого получилось? Расскажите нам о своем эксперименте.
- К какому выводу вы пришли и что нужно для того, чтобы зерно проросло?
(земля, солнце, и вода).
Воспитатель:
- Наступают холода и ростки пшеницы прекращают свое развитие. Часто мы видим такую картину - поля, укрытые снегом. В таком состоянии пшеница находится до ранней весны.
4 Слайд - Следующий этап – уход за посевами. Чтобы всходы были крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают и вносят удобрения.
5 Слайд - Весной ростки пшеницы продолжают свое развитие и выпускают колоски.
6 Слайд - Когда колосья становятся золотистого цвета – значит хлеб созрел и
пришла пора собирать урожай.
Воспитатель:
- Ребята, изменился ли процесс выращивания, уборки и обработки хлеба?
(процесс выращивания хлеба не изменился. Раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.)
Воспитатель:
Далее:
5. Собранный урожай отвозится в зернохранилища, где зерно
обязательно должно просохнуть.
6. Когда зерно просохло – его везут на мельницу, где перемалывают в
муку.
7. Муку везут на пекарню или хлебзавод,там из нее пекут хлеб и хлебные изделия.
8. Готовую продукцию развозят по магазинам – там мы можем
ее приобрести.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В нем содержится витамин В, который способствует укреплению нервной системы, памяти. А в черном хлебе его содержится в 3 раза больше. В былые времена хлеба было всего 2 сорта – белый и черный, а сегодня хлебзаводы разрабатывают с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет его включать в рацион ежедневно.
Физминутка «Зёрнышко»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)
И красавцем обернулся.
Мультфильм «Пирожок»
Воспитатель:
- Ребята, о чем этот мультфильм?
(- чтобы испечь пирог, нужно немало потрудиться;
- Каждый человек должен трудиться, а лентяи всегда остаются нищими и голодными)/i]
Воспитатель:
- Какие можно привести пословицы?
(Кто не работает, тот не ест.
Не потопаешь, не похлопаешь.)
Стихотворение «Пожнешь – что посеешь»
(читает стихотворение подготовленный уч-ся)
Ходить по земле – непростая наука,
Не кормит земля нерадивых и глупых.
Ты ей помоги терпеливой работой:
Хлеб станет веселым от теплой заботы.
У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,
Тебя превратит он в лентяя и труса.
И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,
А может случиться, себя потеряешь.
От трудного дела всегда поумнеешь,
Не зря говорят: пожнешь,
Что посеешь.
Воспитатель:
-Ребята, послушайте внимательно сказку про Стобеда, а потом мы ее обсудим.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду», - пообещал Стобед. Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. «Это из вашего окна выбрасывали», - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем» - сказал я. «Извиняться надо не передо мной», - заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
Воспитатель:
- Ребята, а как вы относитесь к поступку мальчика?
(Нельзя сорить хлебом. Недоеденные кусочки лучше отдать птицам)
- Ребята, а почему Иван Фомич сказал, что мальчик обидел много людей?
(Потому, что в производстве хлеба участвуют люди разных профессий)
- Давайте перечислим эти профессии?
(селекционер,агроном,тракторист,комбайнер, шофер, мельник, пекарь тд).
Воспитатель:
- Ребята, всех этих людей можно назвать одним словом – хлеборобы.
Слово «Хлебороб» означает –трудолюбивый человек, который
выращивает хлеб.
- От каких слов образовалось слово «Хлебороб»? (хлеб, работа).
Воспитатель:
- Я хочу привести вам еще несколько слов, которые образовались от слова
«Хлеб»:
Хлебница- емкость для хранения хлеба.
Хлебосол – гостеприимный человек.
Нахлебник – ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание.
Воспитатель:
Во время Великой Отечественной войны фашисты захватывали наши земли, сжигали поля пшеницы, морили людей голодом, чтобы сломить нас и победить. Особенно трудно было жителям города Ленинграда, который был окружен врагами, а продовольственные пути отрезаны. В городе начался страшный голод. Хлеб выдавали только по карточкам: взрослым 250 грамм в сутки, а детям 125 гр. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!
Стихотворение «Блокадный хлеб» (читает подготовленный уч-ся)
Бережно сметая крошки со стола
Морщинистой рукою старый дед Илья.
Все до последней крошки ссыпая себе в рот.
Прикрыв глаза немножко, он медленно жует.
Я подошла тихонько и тронув за рукав:
«Хлеба вон там сколько! А ты крошки собирал?»
Дед меня приобнял и с грустью так сказал:
«Блокадный хлеб я помню – такой вам не видать,
Кусочек липкий, терпкий я сразу не съедал,
А зажимал в ладошке и запах смаковал»….
Дед замолчал надолго, он, что – то вспоминал,
Смахнул слезу легонько и дальше продолжал:
«Пусть будет хлеба вволю, хлеб – это значит жизнь.
И каждой его крошкой, умейте дорожить!»
Воспитатель:
- Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Пословицы и поговорки о хлебе:
- Береги хлеб для еды, а деньги для беды;
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи;
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда;
- Работай до поту, поешь хлеба в охоту;
- Без печки холодно - без хлеба голодно.
- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
- Без соли, без хлеба – половина обеда”
Воспитатель:
Русский народ всегда отличался своим гостеприимством и радушием. Издревле на Руси существовал обычай встречать гостей хлебом солью. Преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение, пожелать добра и благополучия. Традиция дошла и до наших дней. Увидеть такой обряд можно на свадьбе, когда мать встречает молодоженов хлебом-солью или жители города встречают дорогих гостей.
Величальная хлебу (аудиозапись)
(реконструкция обычая встречи гостей хлебом-солью)
Воспитатель:
Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями хлеба. В хлебе душа народа, нашей родной земли. И чем больше мы будем знать о хлебе, тем дороже он для нас станет. Слава хлебу на столе!
Видеоролик «Хлеб-да соль!»
Подведение итогов занятия:
Воспитатель:
- О каком продукте человеческого труда мы говорили сегодня на сегодняшнем занятии? (мы говорили о хлебе)
- Что же такое хлеб? (самый ценный и самый важный продукт на земле)
- Прав ли был мудрец, когда сказал, что «Хлеб – дороже золота»?
(Мудрец был прав потому, что золото на ходят в самородных
месторождениях, а хлеб сам не родится).
Воспитатель:
Наше занятие мне хочется закончить такими словами:
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами может в этот час
Черствей его во много раз.
- Ребята, я хочу, чтобы вы всегда знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не выбросят и крошки хлеба, они знают - цена ему жизнь. И если вы видите, что кто-то бросается хлебом или пинает его ногой - остановите человека, который не понимает, что хлеб - это святое. Объясните, что когда-то такого кусочка хлеба кому-то не хватило. И это стоило человеку жизни.
Занятие окончено.