МААМ-картинки

Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова» (1 фото)

Галина Кудинова
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова»

Цель:

- закрепить знания воспитанников о хлебе, подвести их к мысли, что

в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих

людей;

- показать нравственное значение труда, помочь осознать свою

обязанность - беречь хлеб;

- коррекция внимания, памяти.

Оборудование: компьютерная презентация powerpoint, видеоролик «Хлеб-

да соль», мультфильм «Пирожок», аудиозапись «Величальная хлебу»

словарные слова.

Ход:

Публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната „Хлеб всему голова“» размещена в разделах

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном и очень полезном продукте на нашем столе – речь пойдет о хлебе.

Но вначале послушайте притчу:

…Однажды добрый молодец нашел золотой самородок: обрадовался, поднял его и понес к ювелиру :

- Сколько стоит мой самородок? – спросил юноша.

- 1000 руб. – ответил ювелир.

Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей.

Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

Воспитатель:

- Какая главная мысль этой притчи?

(“Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба.

Т. е хлеб-дороже золота.)

Воспитатель:

- Так ли это на самом деле, нам сегодня предстоит выяснить. И тема нашего занятия звучит так: «Хлеб-дороже золота».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что я принесла. Что это такое?

(рассматривание, дать потрогать руками).

- Ребята, это зерно пшеницы. Пшеница – это хлеб.

Хлеб-один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: с рождения до глубокой старости.

Давайте с вами посмотрим значение слова «Хлеб» по словарю Ожегова.

(Хлеб-пищевой продукт, выпекаемый из муки)

Историческая летопись

Воспитатель:

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле более 15 000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой было достать еду. В поисках пищи они - то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, а в рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, затем научились варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб. Это и было вторым открытием хлеба.

Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С тех пор облик хлеба практически не изменился.

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным.

Воспитатель:

Чтобы вы имели хоть какое-то представление о том, как в старину выращивали хлеб, давайте рассмотрим картину:

Рассматривание и описание картины «Жатва»

(нидерландского художника Питера Брейгеля)

Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова»

На картине художник изобразил жаркий летний день. На переднем плане картины расстилается пшеничное поле. Люди работают под палящим солнцем. Они жнут серпами колосья пшеницы и вяжут их в снопы. По дороге катится повозка с лошадьми, которая переправляет огромный воз пшеницы в деревню. Видно, что трудяги притомились и присели отдохнуть под деревом.

Воспитатель:

- А сейчас давайте отправимся в небольшое путешествие на поле и узнаем, какой путь проходит хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.

Презентация «Этапы выращивания хлеба».

….Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. (показ слайдов). Прежде, чем посеять семена в землю, необходимо:

1 Слайд - Подготовка почвы - для этого трактор тянет за собой железный плуг,

который пашет землю.

2 Слайд - После того, как земля стала рыхлой, можно начинать сев. К трактору прикрепляют специальные приспособления — сеялки, которые сеят в почву зерна пшеницы.

3 Слайд - Через некоторое время появляются всходы.

(Таня и Оксана тоже провели свой небольшой эксперимент - они посеяли зерна пшеницы в цветочный горшок и ухаживали за ростками на протяжении 2 недель.

- Что из этого получилось? Расскажите нам о своем эксперименте.

- К какому выводу вы пришли и что нужно для того, чтобы зерно проросло?

(земля, солнце, и вода).

Воспитатель:

- Наступают холода и ростки пшеницы прекращают свое развитие. Часто мы видим такую картину - поля, укрытые снегом. В таком состоянии пшеница находится до ранней весны.

4 Слайд - Следующий этап – уход за посевами. Чтобы всходы были крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают и вносят удобрения.

5 Слайд - Весной ростки пшеницы продолжают свое развитие и выпускают колоски.

6 Слайд - Когда колосья становятся золотистого цвета – значит хлеб созрел и

пришла пора собирать урожай.

Воспитатель:

- Ребята, изменился ли процесс выращивания, уборки и обработки хлеба?

(процесс выращивания хлеба не изменился. Раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.)

Воспитатель:

Далее:

5. Собранный урожай отвозится в зернохранилища, где зерно

обязательно должно просохнуть.

6. Когда зерно просохло – его везут на мельницу, где перемалывают в

муку.

7. Муку везут на пекарню или хлебзавод,там из нее пекут хлеб и хлебные изделия.

8. Готовую продукцию развозят по магазинам – там мы можем

ее приобрести.

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В нем содержится витамин В, который способствует укреплению нервной системы, памяти. А в черном хлебе его содержится в 3 раза больше. В былые времена хлеба было всего 2 сорта – белый и черный, а сегодня хлебзаводы разрабатывают с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет его включать в рацион ежедневно.

Физминутка «Зёрнышко»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)

И красавцем обернулся.

Мультфильм «Пирожок»

Воспитатель:

- Ребята, о чем этот мультфильм?

(- чтобы испечь пирог, нужно немало потрудиться;

- Каждый человек должен трудиться, а лентяи всегда остаются нищими и голодными)/i]

Воспитатель:

- Какие можно привести пословицы?

(Кто не работает, тот не ест.

Не потопаешь, не похлопаешь.)

Стихотворение «Пожнешь – что посеешь»

(читает стихотворение подготовленный уч-ся)

Ходить по земле – непростая наука,

Не кормит земля нерадивых и глупых.

Ты ей помоги терпеливой работой:

Хлеб станет веселым от теплой заботы.

У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,

Тебя превратит он в лентяя и труса.

И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,

А может случиться, себя потеряешь.

От трудного дела всегда поумнеешь,

Не зря говорят: пожнешь,

Что посеешь.

Воспитатель:

-Ребята, послушайте внимательно сказку про Стобеда, а потом мы ее обсудим.

Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду», - пообещал Стобед. Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. «Это из вашего окна выбрасывали», - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем» - сказал я. «Извиняться надо не передо мной», - заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».

Воспитатель:

- Ребята, а как вы относитесь к поступку мальчика?

(Нельзя сорить хлебом. Недоеденные кусочки лучше отдать птицам)

- Ребята, а почему Иван Фомич сказал, что мальчик обидел много людей?

(Потому, что в производстве хлеба участвуют люди разных профессий)

- Давайте перечислим эти профессии?

(селекционер,агроном,тракторист,комбайнер, шофер, мельник, пекарь тд).

Воспитатель:

- Ребята, всех этих людей можно назвать одним словом – хлеборобы.

Слово «Хлебороб» означает –трудолюбивый человек, который

выращивает хлеб.

- От каких слов образовалось слово «Хлебороб»? (хлеб, работа).

Воспитатель:

- Я хочу привести вам еще несколько слов, которые образовались от слова

«Хлеб»:

Хлебница- емкость для хранения хлеба.

Хлебосол – гостеприимный человек.

Нахлебник – ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание.

Воспитатель:

Во время Великой Отечественной войны фашисты захватывали наши земли, сжигали поля пшеницы, морили людей голодом, чтобы сломить нас и победить. Особенно трудно было жителям города Ленинграда, который был окружен врагами, а продовольственные пути отрезаны. В городе начался страшный голод. Хлеб выдавали только по карточкам: взрослым 250 грамм в сутки, а детям 125 гр. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!

Стихотворение «Блокадный хлеб» (читает подготовленный уч-ся)

Бережно сметая крошки со стола

Морщинистой рукою старый дед Илья.

Все до последней крошки ссыпая себе в рот.

Прикрыв глаза немножко, он медленно жует.

Я подошла тихонько и тронув за рукав:

«Хлеба вон там сколько! А ты крошки собирал?»

Дед меня приобнял и с грустью так сказал:

«Блокадный хлеб я помню – такой вам не видать,

Кусочек липкий, терпкий я сразу не съедал,

А зажимал в ладошке и запах смаковал»….

Дед замолчал надолго, он, что – то вспоминал,

Смахнул слезу легонько и дальше продолжал:

«Пусть будет хлеба вволю, хлеб – это значит жизнь.

И каждой его крошкой, умейте дорожить!»

Воспитатель:

- Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.

Пословицы и поговорки о хлебе:

- Береги хлеб для еды, а деньги для беды;

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи;

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда;

- Работай до поту, поешь хлеба в охоту;

- Без печки холодно - без хлеба голодно.

- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

- Без соли, без хлеба – половина обеда”

Воспитатель:

Русский народ всегда отличался своим гостеприимством и радушием. Издревле на Руси существовал обычай встречать гостей хлебом солью. Преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение, пожелать добра и благополучия. Традиция дошла и до наших дней. Увидеть такой обряд можно на свадьбе, когда мать встречает молодоженов хлебом-солью или жители города встречают дорогих гостей.

Величальная хлебу (аудиозапись)

(реконструкция обычая встречи гостей хлебом-солью)

Воспитатель:

Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями хлеба. В хлебе душа народа, нашей родной земли. И чем больше мы будем знать о хлебе, тем дороже он для нас станет. Слава хлебу на столе!

Видеоролик «Хлеб-да соль!»

Подведение итогов занятия:

Воспитатель:

- О каком продукте человеческого труда мы говорили сегодня на сегодняшнем занятии? (мы говорили о хлебе)

- Что же такое хлеб? (самый ценный и самый важный продукт на земле)

- Прав ли был мудрец, когда сказал, что «Хлеб – дороже золота»?

(Мудрец был прав потому, что золото на ходят в самородных

месторождениях, а хлеб сам не родится).

Воспитатель:

Наше занятие мне хочется закончить такими словами:

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами может в этот час

Черствей его во много раз.

- Ребята, я хочу, чтобы вы всегда знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не выбросят и крошки хлеба, они знают - цена ему жизнь. И если вы видите, что кто-то бросается хлебом или пинает его ногой - остановите человека, который не понимает, что хлеб - это святое. Объясните, что когда-то такого кусочка хлеба кому-то не хватило. И это стоило человеку жизни.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Презентация «Хлеб — всему голова» Цель: формировать у детей нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений. Задачи: • Формировать.

Презентация «Хлеб — всему голова» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию одну из своих презентаций на тему: "Хлеб-всему голова". Слайд 2. Педагог: "Отгадайте загадку: Отгадать.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Презентация «Хлеб — всему голова» Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие.

Консультация «Хлеб — всему голова» Консультация " Хлеб - всему голова!" Тортумашева А. А, воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/С УЛЫБКА». Многие традиции и праздники, существовавшие.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук «Хлеб всему голова» для подготовительной группы Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай,.

«Хлеб всему голова». Лэпбук«Хлеб всему голова». Лэпбук Цель: - дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля.

Проект «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 38» П Р О Е К Т Разработала и реализовала Воспитатель.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Подготовила воспитатель 1-й кв. категории Соколовская Л. В. Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова» Занятие в старшей группе по познавательно-речевому развитию на тему «Хлеб- всему голова» Ход НОД: Вос-ль: Ребята, я когда сегодня пришла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова»
Опубликовано: 9 августа 2019 в 12:17
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Хлеб всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кудинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД