МААМ-картинки

Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю

Светлана Зорина
Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю

Сущность нравственно-патриотического и экологического воспитания. Используемые формы и методы в работе со старшими дошкольниками

Прежде, чем давать знания надо

Научить думать, воспринимать,

Наблюдать и беречь природу, любить

Природу родного края

В. Сухомлинский

Публикация «Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю» размещена в разделах

Воспитание любви к родному краю через нравственно-экологическую культуру – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию и умению беречь природу.

Чтобы процесс воспитания был увлекательным и познавательным целесообразно использовать все формы и методы работы с детьми.

Начинать надо с простого:

-- Разработка перспективного планирования;

-- Подбор материал по местному фольклору, традициям, приметам и явлениям природы;

-- Отбор наглядного и дидактического материала;

-- Составление сценариев занятий, праздников, развлечений по экологии родного края.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней.

Мы приведем некоторые формы педагогической работы:

-- экскурсии в музеи (краеведческий музей, выставочный зал, «Кузнецкий Алатау»).

-- экскурсия в парк, к городскому мемориалу «Шахтерам-горнякам Междуреченска»;

-- беседа «Богатства родного края»;

-- целевая прогулка «По проспекту Шахтеров»;

-- занятие «Знакомство с произведениями шорских писателей, музыкантов";

-- тематические прогулки;

-- взаимодействие с родителями: проведение с их участием выставок поделок и рисунков на темы: «Моя семья», «Мой город» и т. д.

-- встречи с интересными людьми (ветеранами, поэтами и т. д.)

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого.

Но было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может сложиться неправильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Разнообразны и методы нравственно-патриотического и экологического воспитания:

-- игра, как основной вид деятельности дошкольников;

-- наблюдения на прогулках, экскурсиях;

-- моделирование;

-- экспериментирование;

-- проектирование;

-- чтение природоведческих рассказов, стихов;

-- изобразительная деятельность;

-- труд на участке, в уголке природы;

-- и многое другое.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных форм и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Заключение

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитывает положительное и бережное отношение к нему.

Публикации по теме:

Наш совместный труд. ЦветничокНаш совместный труд. Цветничок Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому.

Воспитание любви к родному краю Прежде, чем давать знания надо Научить думать, воспринимать, Наблюдать и беречь природу, любить Природу родного края В. Сухомлинский Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 20:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД