Папки-передвижки

Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей

ирина
Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей

Опыт работы

«Вовлечение родителей в процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»

Воспитатель Копылова И. Л.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.

Публикация «Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» размещена в разделах

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия : от «работы с родителями» до «сотрудничества».

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности.

В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками).

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

С целью повышение уровня речевого развития детей старших дошкольников, повышение педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей была проведена диагностика речевого развития детей и разработан план мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.

Задачами совместной работы, стали:

• продолжать развивать все компоненты устной речи у детей старшего дошкольного возраста;

• приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;

• повышать педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждать их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;

Чтобы достичь наилучшего результата воспитатели, учитель-логопед и родители должны действовать согласованно.

Взаимодействие обязательно подразумевает контроль со стороны педагогов, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Наш опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых из них.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Основными принципами, на которых строится общение педагогов и родителей – это принцип открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

Мы использовали в своей практике следующие нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Дни добрых дел:

- родительская мастерская дидактических игр. Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт пособий, книг, мебели, помощь в создании развивающей предметно-пространственной речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

- «книжкина мастерская. Детям прививаются практические навыки восстановления книг, создание закладок, формируется бережное отношение к книгам, повышается уровень книжной культуры.

Досуговые формы : КВН «Осенний марафон»; литературный вечер «Час поэзии»; квест-игра «По дорогам сказок»,»Волшебные часы»; игра-викторина «Знатоки правил безопасности». Такие формы общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем воспитателям и учителю-логопеду проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители активно участвуют в таких мероприятиях, заранее готовятся – придумывают свои задания, «кричалки», конкурсы.

Регулярно организуются выставки совместных работ детей и родителей по сезонам «Вот и лето пролетело», «Золотая осень», «Зимняя сказка». Тематические выставки: «Обложка моей любимой книги», вернисаж «Вкусная булочка» и др. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Позволяют реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.

Наглядно-информационные формы организации общения. К ним мы относим:

- информацию, размещенную в Уголке для родителей : цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы учителя-логопеда и темы НОД по развитию речи на каждую неделю.

- речевой уголок в рубрике «Для заботливых родителей», где родителям даются практические рекомендации по оформлению книжного уголка дома, по использованию сказок в свободное время, по использованию игровых ситуаций в формировании речевых навыков речевого общения. Организована домашняя игротека «По дороге в детский сад (из детского сада)», которая знакомит родителей с различными речевыми играми на улице. Родители активно участвуют в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Родителям вместе с детьми предлагается придумать красивые (осенние, зимние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создается альбом.

- в рубрике «Учите с нами» в отдельном кармане размещаются стихи для заучивания детьми в соответствии с темой недели, скороговорки, «домашние игралочки». Родители вместе с детьми выбирают понравившееся стихотворение, которое заучивается дома, проигрывают заданные игры, а родители дают информацию детям «расскажи о празднике 23 февраля», «дедушки и бабушки – герои ВОВ» и др.

Игротека «Родительская почта – письмо из сказки». Родители подготавливают письма от сказочных героев с различными заданиями, которые помещают в почтовый ящик, изготовленный самими родителями :

• квест-игра «Письмо от снеговика»

речевые игры

• игры-забавы

развивающие игры

• открытки - поздравления

• письма - признания и т. д.

Так, например, письма «Из сказок или мультфильмов» вызывают у детей большой эмоциональный отклик, дети с удовольствием выполняют задания, а родители с интересом спрашивают, наблюдают за процессом обучения. Все задания поощряются сюрпризами от родителей. «Родительская почта» постоянно обновляется в зависимости от события, сезонности.

Результат работы всех участников образовательного процесса отражается на «Волшебном дереве». Это наглядное пособие, которое располагается в раздевалке. Педагог вместе с детьми располагает листики (снежинки, цветы) в зависимости от сезонности и вида деятельности: «поэт», «интересненько», «ух ты, удивил!», «доброе сердце». В конце недели выявляется победитель. Тем самым, подтверждается выполнение определенных заданий: рассказывание стихов, объяснение лексического значения слова, придумывание собственных игр, сказок, выполнение трудовых и добрых дел. Родители видят положительные успехи своих детей, а главная ценность этого пособия – мотивация детей на деятельность.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных нетрадиционных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.

На сегодняшний момент многие формы взаимодействия с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Нетрадиционный подход к организации и проведению этих форм взаимодействия позволяет давать возможность не только детям, но и родителям активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться.

Практический опыт показывает, что благодаря соблюдению основных принципов общения педагогов с родителями мы достигаем положительных результатов.

Публикации по теме:

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в процесс речевого развития старших дошкольников через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Опубликовано: 23 марта 2020 в 21:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД